Мальчик не хочет ходить в школу. Советы психолога на случай если ребенок не хочет учиться. Что делать родителям

«Не хочу учиться!» – глобальная проблема современной школы, с которой сталкивается не один родитель. Как с ней бороться, самостоятельно или следует обратиться к помощи профессионалов?

Неохота к образованию и нежелание что-либо делать всегда говорит о внутреннем ступоре человека, низкой мотивации, конфликтности или двойственности решений вне зависимости от возраста.

Популярные статьи:

Советы, что делать родителям, если дети забрасывают учебники и не хотят учиться в школе:

  • Наберитесь терпения. Любой психологический кризис заканчивается и начинается новый виток развития личности. Пройдет и гормональная перестройка и агрессия, созреет кора головного мозга, легче станет учиться.
  • Но останавливайте любые проявления неуважительного отношения в свой адрес. Это чревато укоренением.
  • Ежедневно показывайте свою любовь к дочке или сыну. Даже если они вели себя плохо, говорите им «Я люблю тебя всегда, даже когда ты сердишься, злой или грубишь». Постоянное чувство любви придает уверенности любому человеку.
  • Показывайте, что вы не махнули рукой на ситуацию, а скорее хотите найти выход из нее.
  • Чаще говорите по душам, без угроз, критики и обвинений.

Что делать если ребенок не хочет учиться в школе

Если Вы выявили данную проблему у вашего школьника смело и оперативно старайтесь найти причину этого явления. Как говорится: «Обнаруженная проблема – это половина ее решения».

Поговорите с учителем, сходите на родительское собрание. Побеседуйте с вашим малышом открыто, спросите, почему он не хочет учиться в школе. Расскажите про свою юность, детство, пусть он почувствует вашу открытость.

Если ребенок ощущает страх, то это чувство должно будет уйти, так как придет осознание незначительности проблемы. Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием «изменение видения».

Программируйте себя на позитивные мысли и результат. Визуализируйте. Методика заключается в том, что вы наполняете свое подсознание позитивными образами с детальными прорисовками. Они «начинают жить» в вашей голове. Подсознательно подталкивая Вас на их осуществление.

Почему ребенок не хочет учиться причины

Причин, по которым Ваш ребенок не хочет идти в школу за знаниями и учиться может быть уйма. Все зависит от того, сколько лет вашему школьнику. В каком психологическом возрасте он находится, какой период переживает.

Подросток, находясь на пике эмоционального развития, может отказываться от учебы в связи с проблемами, возникшими в классе на уровне учителя или одноклассников. Первоклассник же может отказываться по причине низкого уровня сформировавшегося интереса к процессу учебы.

Как помочь ребенку если он не хочет учиться

Как можно помочь ребенку перебороть нежелание учиться?

Несколько психологических советов от наших психологов:

  • Сохраняйте спокойствие в любой ситуации. Существует такой термин «большая мама». Не паникуйте, будьте гарантом и поддержкой вашего дитя.
  • Приводите детям различные доводы, примеры из жизни более и менее успешных людей.
  • Сыграйте на контрастах: расскажите историю из жизни глупого и необразованного персонажа из фильма или книги, пусть параллели проведет он горе-ученик.

Что делать если ребенок не хочет учиться 1 классе и каковы причины нежелания учиться?

Причинами такого отношения к знаниям могут стать:

  • низкий уровень адаптация в школьной среде и коллективе;
  • низкий уровень мотивации к учебному процессу;
  • закомплексованность;

Во втором семестре в учебных заведениях обязательно проводится тест на адаптацию, вы можете побеседовать о его результатах со специалистом.

Вам, как родителю, необходимо в срочном порядке выявить причину низкого уровня заинтересованности вашего школьника, чтобы не упустить момент и нежелание не переросло в привычку.

Как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться

Простые советы родителям , чтобы школьник захотел учиться:

  • использовать метод поощрения;
  • принцип конкурентности (например, клеить кружочки на общий стенд за проделанную работу, чтение вслух или письмо);
  • использовать рассказы об успехах и достижения умных и талантливых людей, желательно современных, пусть возникнет образ для подражания;
  • использование игрового метода (идеален для начальной и средней школы);
  • включение в учебный процесс инновационных технологии: проектора, презентации, фильмов, телефонов.

Что делать если дети не хотят учиться

Каждый родитель в душе мечтает, чтобы у его детей не было проблем с учебой. Как же быть если такой горе-ученик завелся в Вашей семье?

Хотим дать несколько дельных советов для родителей как ребенка заставить учиться в школе:

  • Старайтесь давать больше отдыха мозгу вашего школьника. Современная система образования имеет плотно набитую программу по каждому школьному предмету. Мозг просто может включить режим сна, для восстановления ресурсов.
  • Разгружайте, следите, чтобы отпрыск проводил меньше времени за компьютером и социальными сетями, которые влияют на мозг, вырабатывают зависимость. Установите регламент проведения за экраном.
  • Если у Вашей дочки или сына проблемы по одному предмету, то причиной может стать отставание или непонимание программы. В таком случае найдите репетитора.
  • Старайтесь мотивировать ребенка к учебе. Зачастую многие школьники просто не осознают необходимость в получаемых знаниях. Обязательно понаблюдайте за своим ребенком, данный психологический метод дает хорошие результаты в выявлении проблемы.

Дети — наше будущее, и то, каким оно станет, зависит от нас. А для себя дайте установку «Мой малыш – открытый и уверенный в себе». Поверьте, подействует на все 100%, все неприятности как рукой снимет. Подсознание творит чудеса!

Что делать если ребенок в 8 лет не хочет учиться

Если у Вас возникла ситуация в которой Ваше восьмилетнее чадо не «грызет гранит науки» и совсем не хочет учиться, то во-первых, обратите внимание на микроклимат внутри семьи, существуют ли у вас проблемы.

Может учебный протест это крик о помощи. Во-вторых, в этом возрасте остро воспринимается любая критика, часто возникает конфликт родитель-дитя (в позиции возраста). Необходимо также рассматривать ситуации в индивидуальном порядке.

Используйте рисуночный тест, на определение мотивации к учебному процессу. Зачастую школьники отдают предпочтение школьному общению, нежели познанию. Это специфика возраста.

Рекомендовано в общих целях развивать дисциплину, усидчивость. Отдайте его в центр детского творчества, секцию, займите полезным трудом. Станет меньше свободного времени, и как следствие – появится чувство ответственности. Кстати, это также поднимет самооценку ребенка.

Если ребенок не хочет учиться в 12 лет что делать — мнение психолога

Одним из факторов неохоты к знаниям в возрасте 12 могут стать:

  • страх;
  • неуверенность в себе;
  • комплексы;
  • заниженная самооценка;
  • апатия.

Такое поведение проявляется в 11 – 14 лет.

В наше время распространена проблема издевательского отношения детей-звезд над детьми-аутсайдерами и отвергнутыми. Определить позицию в коллективе вашего чада можно с помощью социометрики , которую в обязательном порядке проводит каждый классный руководитель.

В любом случае необходимо обратиться за помощь к профессионалу, чтобы провести диагностику, а в дальнейшем коррекционную или индивидуальную работу и разобраться в сложившейся ситуации.

Каждый родитель мечтает о том, что его ребенок достигнет больших высот в своей жизни. И едва ли не главным условием для светлого будущего многим видится успешное обучение в школьные годы. К сожалению, большинство родителей рано или поздно сталкивается с тем, что дети в силу разных причин не хотят учиться. Почему же так случается, чем отличается нежелание учиться в разном возрасте, и как справиться с этой проблемой?

От рождения и до школы: научите учиться

Самое важное для решения проблемы «почему ребенок не хочет учиться» заключается в установлении причины такого нежелания. Если известна истинная причина, то вы уже прошли половину пути.

Любознательность, стремление познавать окружающий мир, получать новые знания заложены природой в каждом человеке. Без этого невозможно развитие. Маленький ребенок, появляясь на свет, учится с первых минут, впитывая в себя знания о себе и окружающем мире. Младенец учится каждую минуту своей жизни, и от окружающих его взрослых зависит, сохранит ли он это стремление познавать мир таким же, как и в начале своей жизни, либо эта естественная потребность превратится в рутинную необходимость, а значит, станет неинтересной и ненужной. Именно поэтому психологи отмечают, что в ребенке с самых малых лет нужно поддерживать и стимулировать стремление к познанию чего-то нового. И тут имеется в виду не только развивающие занятия, которые стали очень популярны в последние годы. Конечно же, такие занятия нужны и очень полезны, но с одним маленьким «но»: если они интересны самому ребенку, а не только необходимы маме, чтобы похвастаться перед подругами и родственниками.

Часто более ценный опыт познания нового ребенок может получить, наблюдая за полетом бабочки, играя в песочнице или топая по лужам и разбрызгивая воду. Поэтому психологи советуют родителям с самого начала помогать ребенку самостоятельно познавать мир (не запрещать и не ограничивать, если нет угрозы его безопасности), учить его замечать детали, стимулировать его любознательность, а не гнаться за результатами любой ценой. Чаще хвалите, не только за результат, но даже за простое желание узнать что-то новое или освоить какое-либо умение, не ругайте и не наказывайте, если что-то не получается, не заставляйте, помогайте и делайте вместе то, что действительно интересно ребенку. Ведь желание узнавать что-новое - это и есть стремление к учебе, просто со временем, по ходу взросления ребенка, формы обучения изменяются. Вначале это игра, интересное приключение, позже - школьные занятия. И помните, что личный пример - самый лучший учитель. Если родители сами много читают, постоянно совершенствуют себя и свои знания, то и ребенок будет стараться не отставать.

От 6 до 10: как не растратить любознательность

Как правило, в первые годы в школе большинство детей учится без особых трудностей, а проблемы с учебой появляются в 10-12 лет с началом подросткового возраста. Хотя бывают случаи, когда ребенок уже во втором классе, а то и к средине первого года в школе утрачивает интерес к учебе. Почему же так происходит?

Если исключить редкие случаи каких-либо неврологических или иных заболеваний, препятствующих обучению, то самой частой причиной нежелания учиться является отсутствие заинтересованности в предмете. Проще говоря: ребенку просто неинтересно. Возможно, ребенок «гуманитарий» в душе, а родители определили его в школу с математическим уклоном. Поэтому так важно знать интересы и наклонности своего чада и стараться их учитывать.

Иногда ребенок не может освоить большой объем материала, потому что ему еще хочется поиграть, побегать, а не сидеть над книгой. Проще говоря, малыш еще не готов к школьному обучению. И дело не только в физических данных, но в психологической готовности к обучению. Именно для определения степени готовности к школе существуют различные тестирования. Их предлагают пройти весной тем, кто осенью собирается в школу. Если есть какие-либо проблемы, то в большинстве случаев их можно решить с помощью профессионального психолога.

Кроме того, ребенок может утратить интерес к учебе из-за чрезмерного родительского контроля. Поэтому специалисты советуют родителям, и в особенности бабушкам-дедушкам, не перегибать палку. Нотации, критика, нравоучения и постоянные подсказки из-за плеча способны вывести из себя не только ребенка, но и взрослого. Психологи рекомендуют позволять детям немного отвлечься от учебного процесса, 1,5-2 часа после школьных занятий отдохнуть, поиграть, позаниматься своими детскими делами. И только после этого садиться за домашние задания. К тому же, взрослым не советуют постоянно сидеть над ребенком, пока он делает домашнюю работу. Ведь это тоже своего рода тотальный контроль. Помощь взрослых нужна только в самом начале, когда школьник лишь учится организовывать свою учебную деятельность дома. Со временем роль взрослых сводится к проверке выполненных заданий или помощи, если появились сложности. В крайнем случае взрослый может побыть рядом с ребенком, пока тот выполняет задания, при этом занимаясь своими делами.

Иногда причиной утраты интереса к обучению могут стать проблемы внутри семьи. Такие ситуации довольно стрессовые для ребенка, и поэтому все остальное отходит на второй план. Иногда ребенок не хочет учиться, привлекая таким образом внимание взрослых, которые в большинстве своем заняты личными делами. В таких ситуациях родители могут помочь своему чаду, изменив свое отношение к нему и друг к другу.

Подростки и учеба

Как уже упоминалось ранее, пик нежелания учиться у детей приходится на период переходного, подросткового возраста. Тогда отношения в семье отходят на второй план, а самыми важными становятся личные отношения со сверстниками и взрослыми. Проблемы могут начаться, когда ученику исполняется 10-12 лет. Происходит гормональная перестройка, взросление, превращение из ребенка во взрослого. В это время для него гораздо важнее мнение одноклассников, а не папы с мамой. Бывает, что дети забрасывают учебу, чтобы не прослыть «заучкой» или из-за напряженных отношений с друзьями. В это время также активно развиваются комплексы, связанные с внешностью, это тоже может помешать успешной учебе. Нередки в такой период и конфликты со взрослыми, и речь не только о домашнем окружении, но и о педагогах. А это - еще одна причина отсутствия интереса к учебе. Ну и, конечно, не стоит забывать о гормонах. Мальчики и девочки в возрасте 13-15 лет часто больше интересуются друг другом, нежели учебой. Что же делать взрослым?

Совет такой же, как и раньше: помогать и мотивировать, а не критиковать, заставлять и наказывать. Вот только для подростка мотивация должна быть иная. Помогите ребенку понять и разобраться с тем, что ему действительно интересно, к чему лежит душа, не осуждайте, но постарайтесь понять и поддержать. Не ждите от него супер-отметок по школьным дисциплинам, как это было раньше. Но настаивайте, чтобы все задания были выполнены вовремя и полностью.

Самое главное - не забывайте, что этот юный бунтарь - ваш любимый ребенок. И ваша главная задача в это время - помочь ему преодолеть переходный возраст с наименьшими потерями, войти во взрослую жизнь с нужными и полезными знаниями, стать образованным и, самое важное, счастливым человеком.

Специально для - Ксения Бойко

Доброго дня, уважаемые читатели! Недавно посетила родительское школьное собрание и ушла оттуда весьма озадаченной. Учительница моего сына-первоклассника заявила, что большинство современных детей не хотят и не умеют учиться. Виной всему она считает телефоны, планшеты и прочие «отвлекающие» манёвры. Упомянула и о нас, родителях, которые не хотят прививать своим чадам любовь к знаниям.

А как вы считаете, если ребёнок не хочет учиться, что делать? Кто в этом виноват? Ведь раньше мы учились добровольно, не из-под палки, были «хорошистами» и отличниками. Что же так испортило современных детишек. Давайте разбираться.

О лентяях и гениях в учебе

«За что мне это всё», — обречённо вздыхает мой 7-летний сын, когда я сажусь с ним за уроки. Вроде бы и любит школу, уже успел подружиться с одноклассниками, учится более-менее, но вот выполнение домашнего задания считает за повинность. Так и делаем русский язык с математикой под охи-вздохи и бесконечное: «Мам, я хочу спать, пить, я устал». У вас тоже происходит нечто подобное?

Психологи утверждают, что одной из причин неусидчивости и неспособности сосредоточиться и усердно делать уроки являются и у детей. Но есть и другие причины. Предлагаю рассмотреть сначала их, а уж потом узнаем, какие советы дают по этому поводу специалисты.

Папа решает, а Вася сдаёт . Этой строчкой из известного стихотворения можно обозначить первую причину. К сожалению, часто мы сами отучаем детей учиться тем, что делаем всё за них. Не зря среди современных родителей бытует шутка: «Первый класс - это соревнования родителей в лепке, рисовании, изготовлении поделок». Провозившись с ребёнком битый час, мы отчаиваемся и берём всё в свои руки. Получается, это у нас не хватает терпения и усидчивости, так откуда им взяться у наших детей?

Чрезмерная опека или тотальный контроль могут сыграть злую шутку. «Он у нас такой маленький, несмышлёный, он ничего не сумеет без помощи, или Над ним нужно стоять, как надсмотрщик, иначе уроки не сделает», — так часто объясняют родители своё поведение.

Между тем, эти крайности приводят к тому, что ребёнок либо привыкает к тому, что над ним стоят и отдают приказы, и без этого за задания даже не сядет; либо расслабляется, ведь мама всё сделает за него сама.

Сверспособности и сверхлень. Вот и ещё одна причина. В наше время рождается много весьма способных детишек, маленьких гениев, у которых , развито , а вот к учёбе нет ни малейшего интереса. Всё это выливается в плохие отметки и замечания учителя: «Ваш ребёнок не хочет учиться!» Чуть позже я расскажу, как правильно направлять умения ребёнка и преобразовывать их в знания.

А смысл? Часто малыши просто не нуждаются в том, чтобы узнавать что-то новое. Такое равнодушие к знаниям исходит из родительского попустительства. Это прямая противоположность опеке и чрезмерному контролю, о которых мы говорили выше. Мы должны всегда подавать пример, ведь кому как не на нас равняться нашим чадам?

А вместо того, чтобы пойти с ребёнком на прогулку, покормить птиц, собрать первые после зимы цветы, поговорить о том о сём, мы отмахиваемся, смотрим телевизор, а чадо предоставлено само себе. Наша с вами задача - развить у малыша интерес ко всему окружающему, помогать ему добывать новые знания, иначе в старших классах и в университете вас ждут проблемы, вплоть до отчисления.

Кругом враги . Приходя в новый коллектив, ребёнок должен в нём адаптироваться, «прижиться». Благоприятная «среда обитания» способствует хорошему обучению. Дружеские отношения с одноклассниками, тёплые - с учителем, как правило, способствуют успехам в учёбе. Конфликты, вражда, сложности отодвигают уроки на второй план. Идя в школу, малыш каждый раз переживает и не может сосредоточиться на знаниях.

Плохо сказывается на успеваемости и накалённая обстановка в семье. Ругань родителей делает ребёнка нервозным и рассеянным.

По болезни . У детишек с хроническими заболеваниями учёба «хромает» из-за прогулов в периоды обострения. Внимание и память при некоторых болезнях тоже снижаются. Вроде бы объективные причины, правда? Такие дети вынуждены иногда учиться дома, а это несколько расслабляет. Ведь оценки никто не ставит, да и мама по образованию не педагог.
Есть ещё одно «но»: болезненных детей часто жалеют, как родители, так и учителя. Оценки натягивают, дома жалеют, и у ребёнка «работоспособность» снижается.

Двойки - понятие двоякое: решение проблем

Основные причины мы рассмотрели. На деле их может быть ещё больше: от возможных комплексов из-за дефектов речи и внешности до вредных привычек в подростковом возрасте.

Как же поступать нам, родителям? Ну уж точно не отчаиваться и не опускать руки. Ругать и тем более пороть тоже не советую. Это антипедагогично и бестолково. Вы только ещё больше настроите малыша против.
Итак, что делаем? Перво-наперво выясняем причину. Это уже половина успеха, как только вы сами поймёте, из-за чего ребёнок не учится, вы начнёте действовать в нужном направлении.

Если вы сильно опекаете своё чадо, прекратите это делать. Боитесь, что сын или дочь без вашего контроля сразу скатится на двойки и колы? Что ж, пусть. Дайте ему эту возможность, оказаться в «низах», в неуспевающей части класса. Ребёнок будет расстраиваться и даже злиться, но в конце концов преодолеет себя.

От вас требуется лишь поговорить и морально поддержать малыша, если он будет плакать из-за плохих оценок. Спокойно объясните, что теперь вы не будете решать задачки, читать и помогать писать буквы. Расскажите, как приятно добиваться всего своим трудом. Поверьте, получив первую, «честно заработанную» пятёрку, ваш ученик будет так гордиться собой, что самостоятельно и с энтузиазмом засядет за уроки.

С ребёнком одарённым, но ленивым, нужно работать над применением его способностей. Ум, даже если он неплохо развит с рождения, должен постоянно работать, чтобы развиваться. Не убеждайте дитя, что он и так умнее всех, иначе он расслабится и в итоге скатится на двойки. Гений- «двоешник» это, согласитесь, обидно и несправедливо. Направляйте, помогайте, организуйте своего школьника, и тогда он покажет прекрасные результаты не только в школе, но и в институте.

Как развить стремление к учёбе

Отсутствие интереса к учёбе не только вина безучастных родителей, которые и сами не стремятся учиться. Учитель тоже играет роль в развитии у детей тяги к знаниям. Поэтому перед тем, как отдать ребёнка в первый класс, узнайте, что за педагог будет вести уроки, посоветуйтесь с другими родителями.

Дома старайтесь больше общаться со своим чадом, не только на темы школы. Так вы больше узнаете о своём школяре, что ему больше нравится. Может, проблема в том, что вы по наитию отдали его в математический класс, а у вас растёт прирождённый гуманитарий, оттого и плохие отметки и спад интереса к занятиям?

При , из-за которых вы вынуждены прогуливать, в роли педагога дома выступаете вы. Берёте на себя роль не только «контролёра» выполненных заданий, но и преподавателя нового материала, рекомендованного учителем. Конечно, всё зависит от тяжести заболевания.

При незначительном обострении и банальном ОРВИ не нужно устраивать постельно-лежачий режим и чересчур жалеть ребёнка. Сильное отставание по учебной программе потом непременно скажется. Не позволяйте своему ученику манипулировать болезнью, занимайтесь регулярно, но в меру.

Сохраняйте дома максимально комфортную психологическую обстановку, не ссорьтесь с супругом (супругой) по мелочам. Стрессы способствуют снижению внимания и замедленного восприятия новых знаний.

Если учёба даётся тяжело, не нужно нагружать школьника, записывая его в драмкружок и кружок по фото, да еще и в спортивную секцию и на курсы итальянского языка. Помните: школа сейчас прежде всего.

Не завышайте и не снижайте чересчур планку. Придерживайтесь во всём золотой середины. Не делайте уроки за ребёнка, а лишь помогайте, направляйте его, приучая доводить начатое до конца.

Непременно хвалите за хорошие отметки. Я не говорю сейчас о финансовом поощрении. Считаю это не лучшим методом, несмотря на то, что среди родителей это сейчас модно. За плохие ругать и тем более давать «ремня» тоже считаю недопустимым. Просто побеседуйте с чадом, спросите, что именно ему непонятно, найдите похожие упражнения и сделайте работу над ошибками. Этот метод срабатывает куда эффективнее порки.

Подытожим

Стремление учиться, причём самостоятельно добывать новые знания, закладывается ещё в детском садике. Именно там детки получают первые азы ухода за собой, учат названия букв, начинают рисовать, считать, писать. Давайте своему крохе возможность выражать себя, быть самостоятельным, но в то же время развивайте чувство ответственности.

Умение себя организовать - это уже хорошее подспорье в дальнейшей учёбе.

Говорят, сидеть и делать уроки с ребёнком нужно только первые два класса, затем он приучится делать уроки сам. Скажу честно, у меня не всегда хватает времени сидеть, но сейчас, к концу первого класса, я уже вижу заметные успехи. Сын стал приносить хорошие оценки, дома с удовольствием декламирует мне стихи, которые учит сам, сверх программы, заполняет дневник. Для моего озорника это значительные достижения.

Поэтому «сидеть» с малышом, на мой взгляд можно, но, как я говорила выше, не строить из себя диктатора или няньку, а просто со стороны наблюдать и направлять. Остальное ребёнок, поверьте, сделает сам.

На этом наш с вами «урок» на сегодня завершён. Желаю вам не только хороших отметок, но и хороших крепких знаний и положительных впечатлений от учёбы. Чтобы школьные годы, как в песне, стали самыми чудесными, прежде чем обратятся в воспоминания. А 11 лет промчатся очень быстро, вот посмотрите.

Сегодня многие родители жалуются на то, что их ребенок не хочет учиться. Для решения этой проблемы в ход они пускают все, начиная с изнурительных бесед со своим чадом и до «санкций» в виде «папиного ремня». Однако в большинстве случаев ничего не помогает. Что же делать в такой ситуации?

Самое важное найти причину нежелания ребенка учиться, которая, как это ни странно, зачастую кроется в нас самих (родителях). Давайте разберемся почему.

Чаще всего данная проблема характерна для тех семей, где родители полностью втянуты в процесс обучения своего чада, а именно «учатся» за него. Это выражается буквально во всем: они следят за тем, что задали на дом, собирают за него портфель, проверяют или вместе делают домашнее задание, при этом родитель стоит за плечом ребенка и постоянно указывает на допущенные им ошибки. Большинство родителей твердо убеждены в том, что от успешности учебы ребенка в школе зависит его обеспеченность в будущем. Конечно, некоторая правда в этом существует. Однако значение имеют не только оценки, которые сын или дочь получают в школе, но и навыки и умения, а также чувства, которые у них останутся после ее окончания.

Если ребенок, пребывая в школе, часто находится в состоянии сильного напряжения, страха или стресса, если там он постоянно чувствует себя неуверенным, неуспешным, плохим, если в его сознании постепенно формируется отвращение и ненависть к обучению, то после школы он вряд ли будет с любовью относиться к учебе. Скорее всего, он всеми силами будет стараться как можно скорее покончить с этим этапом в своей и жизни, и не возвращаться к нему больше. Поэтому принуждая своего ребенка в процессе учебы можно достичь противоположных целей. Существует достаточно примеров, когда родители напрочь отбивают у детей желание к чтению, занятиям музыке, заставляя и критикуя детей по любому поводу в свое время.

В наше время детям учиться в школе достаточно не просто, но все же справиться самостоятельно с этим для них возможно. Только при условии, что ребенок не обладает непомерными амбициями родителей, если он учится там, где учебные требования не превышают его возможностей, если от него не ждут того, что он сможет реализовать несбывшиеся мечты родителей, а так же если ожидания учителя относительно ребенка не выше его способностей. Вначале кроху необходимо научить учиться, только в этом случае в дальнейшем он самостоятельно сможет освоить школьную программу. А уж насколько успешным будет его процесс обучения, зависит, в том числе, от его умственного потенциала.

Среди многих родителей бытует мнение, что от природы все дети ленивы, что они только и думают о развлечениях, играх, бездельничестве. Конечно, такое мнение имеет под собой основание, но только в случае с детьми, которым удалось вырваться из под контроля родителей на несколько минут или часов. Именно такие дети за отведенный им промежуток времени стремятся сделать все то, что им долго и категорически запрещали. Основная же масса ребятишек расположена к занятиям делом в разумном сочетании с отдыхом, стремится к успеху и может сосредоточенно заниматься, если понимают, что за это в ответе они сами, что любые ошибки или победы будут только их. Дети гораздо активнее отзываются на то занятие, которое они в состоянии организовать самостоятельно, на конечный результат которого они могут оказать влияние, и в котором они вправе распределять свои усилия и время.

Те родители, которые могут позволить себе не работать, часто фокусируют все свои заботы на учебе ребенка, всячески помогая ему в этом нелегком труде, чем создают серьезные проблемы не только себе, но и своему чаду. Чаще всего такая чрезмерная опека во всем происходит из соображений типа «Он такой несобранный и невнимательный, за ним нужен глаз да глаз, иначе вообще ничего делать не будет» или «Вот мне в своем время никто не помогал, и мне было очень трудно, поэтому для (сына, дочери) я сделаю все от меня зависящее». Несмотря на благость намерений родителей, реальные потребности ребенка не всегда с ними совпадают.

Чаще всего причиной несобранности и невнимательности детей в период освоения школьной программы является неумение управлять собой, которому они должны были научиться в дошкольный период. Этого не произошло во многом из-за того, что все или, во всяком случае, многое делали и решали за них взрослые (родители, бабушки и дедушки), либо детей попросту от всего ограждали, поэтому они не могли реализовать что-то самостоятельно от начала и до конца. Все эти проблемы особенно остро проявились в школе, которая начинает усиливать предыдущие воздействия. Если ребенка дома постоянно контролировали, то усиливается контроль, если слишком опекали – усиливает опеку. Только вот эти меры ничего не решают, проблема остается. Более того, она усиливается, в результате чего ребенка начинают уговаривать, наказывать, если не помогло первое, делать за него. Видя все это, у маленького человека пропадает желание учиться, что, в общем-то, и так не просто в рамках современной системы образования.

Контроль над ребенком родители полностью берут в свои руки. Их требования и приказной тон становятся все жестче, при этом воля малыша сводится на нет. Процесс обучения и оценки становятся приоритетом для родителей, и в меньшей степени для отпрыска. Плюс ко всему у ребенка формируется сильное сопротивление к их нажиму, которое может проявляться в разных формах: лень, капризы, саботаж, частые и долгие походы в туалет, возмущение, попить, конфликты, забывание домашних заданий, скандалы, откладывание уроков на потом, открытое выражение протеста (особенно в подростковый период). В ответ на это родители, как правило, показывая пальцем на ребенка, как только его не называют (лоботряс, лентяй, бестолковый, балбес и т.п.), в зависимости от размера словарного запаса. Родители не могут признать тот факт, что не только ребёнок виноват в сложившейся ситуации, ведь, по их мнению, они всегда и все делали правильно.

Со временем ребенок при таком тотальном родительском контроле теряет мотивацию к тому, чтобы что-то делать, а также необходимую для этого энергию, плюс ко всему в нем нарастает сопротивление к этому внешнему «благому» давлению. Чем сильнее давление, тем больше сопротивление, если воля ребенка уже не была сломлена и подчинена родительской воле. Если ваше дитя противится вашему мнению и имеет свое, вы должны радоваться, поскольку он в силах отстоять свое Я и свою личность, не дав ее растоптать и уничтожить. Задачей родителей в данном случае является выявление причины такого яростного сопротивления и ее устранение. Ведь, сопротивляясь, организм ребенка тратит огромное количество энергии, и становится слабым вдвойне.

Представьте, что когда вы уходите на работу, кто-то из членов семьи вас регулярно проверяет, написали ли вы отчет, все ли с собой взяли. Вам бы это не понравилось, но к этому вы бы быстро привыкли. А когда-нибудь, вам забудут напомнить про отчет, вы его действительно оставите дома, тогда возмущенно вы скажите жене «Ты почему мне не напомнила!», переложив всю вину на нее. Она же в ответ скажет, что «Я не обязана помнить про твой отчет!». Конечно, не обязана. Так не нужно лезть не в свое дело. В данном случае, получается, виноваты оба, одна взяла на себя ответственность, а другой послушно отдал.

А какие чувства возникнут у вас, если над вами, после работы, кто-то будет довлеть, указывая, что и когда нужно делать, не взирая на ваши интересы и предпочтения. Если этим человеком будет ваша жена, думаю, вы с ней бы расстались, если мама – нашли бы вариант как разъехаться, несмотря на любовь и уважение к ней. Это нормально, когда у тебя возникает чувство ненависти к тому, кто вас принуждает что-то делать против вашей воли. Вы бы желали, чтобы ваш ребенок испытывал такое чувство к вам? А если при этом еще стояли у вас за спиной и кричали на вас каждый раз, когда бы вы допускали в своей работе ошибку, или заставляли переписывать, потому что не аккуратно написано, вы смогли бы собраться, сконцентрировать внимание, у вас бы возрос интерес к вашей работе? То же самое происходит и с детьми. Только вот они не могут показать свое возмущение, стукнуть кулаком по столу, как взрослые, послать всех, так как бояться огорчить родителей или ослушаться их. Они тратят свои силы также на подавление чувства страха и злости, испытываемые в этот момент. Неудивительно, что у них нет желания учиться.

Что же делать? Перестать контролировать? Родители таких детей уверены, что если ослабить контроль, такие дети вообще забросят уроки и скатятся на двойки. Естественно, если ребенку 9-10 лет, и все он прожил под неусыпным родительским контролем, сейчас полностью освободить от надзора родителей означает однозначную его неудачу в управлении собой и собственной учебой. Этому необходимо учиться, при этом ребенок будет делать это с риском того, что успеваемость его будет находиться первое время не на том уровне, каком хотелось бы вам. В данном случае родителям следует сделать выбор между оценками, которые не отличаются высоким уровнем при наличии такой проблемы, и временем, которое необходимо для формирования у ребенка навыков самоконтроля и самоуправления. Это время должно стать временем учебы ребенка, а не вашей учебой за него. В течение этого периода родители должны быть готовы к тому, что вначале их чадо будет ожидать от них привычных действий, не увидев которые, будет провоцировать на них, или забросит с радостью учебу, но потом поймет, что отстающим двоечником в классе быть не особенно приятно. Постепенно ребенок сможет научиться подводить себя самого к действию, вначале с переменным успехом, далее все лучше, до первых хороших оценок, полученных самостоятельно.

В особо запущенных случаях, когда ребенок, привыкнув к совместной работе, не готов делать все самостоятельно, что говорит об отсутствии веры в собственные силы или страхе ошибиться, инфантильности или психологической незрелости, можно попробовать вначале с занятий, которые ребенок делал всегда с легкостью. Более сложные занятия он должен выполнять самостоятельно, изредка советоваться с вами в случаях, если что-то непонятно. Важно, чтобы ребенок научился планировать, когда и что ему делать. В случае если он не успеет что-то сделать, то пойдет в школу с не выученными уроками, чтобы получить законную двойку, расстроиться, и в конечном итоге самостоятельно ее исправить. Чтобы успех пришел гораздо быстрее, отмечайте каждую победу вашего сына или дочери в умении осуществлять контроль над собой, и не реагируйте негативно на неудачи, а попытайтесь совместно с ребенком разобраться и выявить причины, почему так все вышло.

Очень важно, чтобы родители в момент, когда они предоставили ребенку возможность самому себя контролировать, было чем заняться самим. В большинстве случаев сверхопека и сверхконтроль над ребенком – это еще одна возможность компенсировать свою нереализованность в профессии или в жизни.

Понятно, что желание учиться необходимо развивать родителям у ребенка в дошкольном возрасте.

Несколько советов, как вести себя родителям в этот период, чтобы развить желание ребенка к учебе.

  • В младшем дошкольном возрасте для ребенка огромное значение имеет любовь родителей, поэтому не забывайте об этом говорить малышу. Оказывайте ему психологическую поддержку, будьте доброжелательны и снисходительны к нему. Ваши требования не должны носить настойчивый и строгий характер.
  • Никогда не пытайтесь сравнивать способности своего ребенка с другими детьми, учеба не должна быть стрессом для дитя.
  • Каждый ребенок обладает своим уровнем способностей, который может и не дотягивать до ваших ожиданий. Поэтому следует быть более реалистичными в своих ожиданиях и умерить свое тщеславие.
  • Старайтесь не перегружать ребенка занятиями, чтобы не вызвать в его сознании негативных эмоций.
  • При выборе занятий стоит учитывать темперамент и интересы ребенка, иначе пользы такие занятия не принесут.
  • Прививайте ребенку любовь к чтению, читая сами и читая малышу. Поощряйте все его самостоятельные шаги.
  • Учите ребенка планированию своих дел, а также доведению всего начатого им до конца. Учите правильно распределять время, требующееся на отдых и работу.
  • Обязательно хвалите и поощряйте ребенка за его успехи, не акцентируйте внимание на неудачах, помогайте совершенствоваться в том, что не получается.
  • Не ставьте перед ребенком заведомо невыполнимых задач, поскольку неудачи деморализуют неокрепшие умы.
Очень важно, чтобы родители смогли создать располагающую к успешному обучению обстановку. Взрослые являются неким посредником между внешним миром и ребенком. Ответственность за успешность ребенка лежит на родителях. Родители должны быть очень терпеливы, ведь будущее детей находится в их руках.

На чтение 9 мин.

Термин «школа» не новый, он уходит своими корнями к античным мыслителям. Первые древнегреческие школы представляли собой беседы на природе между учеными и молодежью. Занятия не имели строго расписания, проводились на природе в тени деревьев, близ храмов. На таких занятиях мудрецы делились своими открытиями и наблюдениями, молодые люди задавали вопросы, которые их заинтересовали. Симбиоз умудренных ученых и молодежи давал свои плоды. После встреч у ученых появлялись новые идеи для открытий, а молодые люди получали знания.

Нежелание учиться связано с многими причинами

Современная школа превратилась для детей в тяжкую ношу. Непосильные задания, жесткие временные рамки, строгость и покорность. Не все свободолюбивые натуры могут это пережить. Не всегда учиться не хотят не способные дети. Но для родителей любого ребенка, который не имеет тяги к получению знаний, долгие годы превращаются в каторгу. С вопросом: «Что делать если ребенок не хочет учиться?», они обращаются к разным специалистам.

Основные проблемы школьного образования

  • Отсутствие индивидуального подхода к ученику.
  • Огромный объем материала, предметов, дисциплин.
  • Развитие у ребенка чувства покорности и безропотности, воспитание обывателей.
  • Принятие одного «единственно правильного» мнения, отсутствие времени для рассуждения и анализа.
  • Навязывание ярлыков и стереотипов.
  • Единый перечень предметов и часов по ним.
  • Преподаватели – одни и те же люди, если с ними не заладились отношения с самого начала, то ребенок начинает ненавидеть предмет.

Отказ учиться может сопровождаться агрессией

Каждая конкретная ситуация индивидуальна, для рассмотрения причин нужна консультация со специалистом, позитивный настрой ребенка и родителей. К сожалению, перестроить школьную систему не под силу изменить одному ученику, а получение аттестата является очень желательным. В сложившихся обстоятельствах нужно попробовать подстроиться под школьные правила и изменить то, что под силу.

В ходе доверительной беседы постарайтесь выяснить, какие причины отталкивают вашего ребенка от посещения занятий, нет ли действительно негативных сторон посещения.


Доверительная беседа поможет выявить причины

Среди наиболее частых причин нежелания учиться:


Здравые мысли и положительный опыт ближайшего окружения говорят нам о том, что обучение в современной школе – задача выполнимая. Всегда есть средств для решения конкретных проблем. Важно не терять доверительных отношений и вести диалог. Первые шаги должны быть направлены на решения конкретных проблем, а затем эффект усилит положительная мотивация.

Как помочь ребенку? Доверительная беседа

Важно начать с ребенком откровенный разговор без обид и обвинений, в ходе которого необходимо выяснить основные причины нелюбви к школе. Важно спросить ребенка, почему желание учиться пропало или не появлялось, что можно сделать для разрешения ситуации. Вы и ребенок должны общаться на равных, такие диалоги помогут вам лучше узнать дитя.


Психологическим давлением исправить ситуацию невозможно

Необходимо объяснить, что сложившаяся ситуация является разрешимой, а ее решение принесет положительные моменты всем сторонам.

Какие действия необходимо предпринять при выяснении причин непосещения занятий:

  1. Проблемы в общении с одноклассниками. В школе ребенок проходит не только обучение, но и общается и заводит дружеские отношения с одноклассниками. Если он лишен этой позитивной стороны нахождения в детском коллективе – начинаются трудности. Если ребенка обижают, угрожают, вымогают деньги, то здесь необходим комплексный подход с участием администрации школы, педагогами, родителями зачинщиков травли.


    Конфликты со сверстниками приводят к нежеланию идти в школу

  2. Если пустить все на самотек у ребенка может сложиться представление о всеобщей несправедливости и чувство безнаказанности по отношении к нему. Вспомните себя, как сложно сосредоточиться на работе, когда мешают личные проблемы. Не стоит утверждать, что это пустяковая причина непосещения школы, этим вы оттолкнете ребенка, больше он вам ничего не расскажет. Если ситуация позволяет, попробуйте дать совет ребенку, как решить все собственными силами. В случае успеха самооценка ребенка возрастет многократно. Вы будете выглядеть героем в глазах ребенка.
  3. После разрешения ситуации ребенок будет чувствовать большую защищенность и уверенность, теперь он знает, что семья его точно поддержит.
  4. Проблемы в конкретном учителе. Если есть сложности с отдельным предметом, возможно, дело в учителе. Многие дети проецируют чувства, которые вызывает учитель на конкретный предмет. В этом случае само подсознание отторгает учебный материал. Ребенок получает плохие отметки, а затем и вовсе избегает занятий. Причем остальные предметы могут даваться ему хорошо.
  5. Редко ученики не любят предметы, которые преподают доброжелательные позитивные педагоги.
  6. Проблема эта достаточно распространенная. Учителя старой закалки – очень требовательны и авторитарны, если ученик свободолюбив и открыто выражает свои чувства, то конфликта не избежать.


    Ребенок устает из-за нагрузок

  7. Многие педагоги имеют «любимых учеников», если ребенок не в их числе, то может возникнуть неприязнь. Помните и объясните ребенку, что педагоги – это обычные люди со своими слабостями. Не стоит поддерживать резкую критику учителя и гневные высказывания, этим вы лишний раз подчеркиваете, что модно унижать и оскорблять людей. Ребенок должен понять, что он выше всего этого.
  8. Если ребенок жалуется на несправедливость, то постарайтесь помочь ему с предметом. Когда знания школьника не оставят сомнений в предвзятости учителя стоит поговорить с классным руководителем. Если ситуация не изменилась, то придется отстаивать свою точку зрения перед педагогом.
  9. Ребенку не нравиться режим работы школы и ее удаленность. Большая часть учебных заведений работает в первую смену, если на это накладывается много времени на дорогу, то ребенок ежедневно рано встает. Возможно ваш ребенок по биоритму сова, пик активности его приходится на вечернее время, а утром от него трудно получить что-то вразумительное.
  10. Постарайтесь объяснить ребенку, что большую часть жизни ему придется рано вставать, в будущем он поступит в высшее учебное заведение, будет работать. Не всегда моно учесть особенности биоритмов, но если не учесть общественные пожелания, то это негативно отразится на всей жизни.
  11. Постарайтесь оптимизировать график ребенка. Возможно, он слишком долго делает домашнее задание, много времени проводит за компьютером, сильно загружен кружками и секциями.


    Влюбленность в старших классах также отвлекает от учебы

  12. Если есть школа неподалеку, то лучше рассмотреть этот вариант, возможно, она не такая престижная, но ваш ребенок будет ходить туда с удовольствием, только из-за того, что смоет поспать лишний час.
  13. Постарайтесь вывести ребенка на диалог, предложить ребенку выбрать способ решения проблемы.
  14. Плохое самочувствие, проблемы со здоровьем. Иногда ребенка необоснованно ругают за уныние, апатию, лень. Все эти состояния могут быть вызваны переутомлением и болезнью. Ребенок может уставать не только физически, но эмоционально, умственно. Все очень индивидуально, некоторые дети посещают несколько кружков и секций, а кто-то с горем пополам изучает только школьную программу.
  15. Необходимо проанализировать насыщенность дня ребенка, проверит состояние здоровья. Особенностью школы являются продолжительными блоки обучения, которые прерываются кратковременными каникулами. По-настоящему полноценным получается только летний отдых. Если вы видите упадок сил к концу четверти, то необходимо оптимизировать режим дня ребенка.
  16. Не всегда умственное переутомление явно заметно, ребенок становится рассеянным, невнимательным, раздражительным. Ежедневно оценивайте состояние ребенка. Увеличьте пребывание ребенка на свежем воздухе, старайтесь выполнить домашнее задание, а все остальное время посвятить двигательной активности. Стоит резко ограничить пребывание за различными гаджетами, конечно, невозможно полностью исключить. Процесс обучения требует взаимодействия с техникой. Необходимо очень эффективно работать на компьютере, это очень пригодится школьнику в институте и на работе.
  17. Ребенок считает обучение скучным и неинтересным.


    Часто детям не интересно учится

  18. Лень и скука – это естественная реакция организма на монотонные и изнуряющие занятия и домашнее задание. Безвыходная ситуация, которая не оставляет ребенку право выбора угнетает интерес. Даже работающий человек моет сменить место работы, в отличие от ребенка, которому в течение 10 лет придется бороться с системой. Большой срок обучения и безысходность делают свое дело.
  19. Отсутствует положительная мотивация и целесообразность обучения. У многих современных первоклассников отсутствует желание учиться с первого дня. Нельзя в этом обвинять ребенка, если он целый год готовился к первому классу на курсах, и устал к первому сентября. Необходимо даже в подготовке соблюдать меру.
  20. Большинство родителей по опыту предыдущих поколений приводят доводы отрицательной мотивации. На современных детей это не действует, они знают, что родители скоро отойдут и ограничение во благах можно пережить, игрушками и вкусными сладостями.


    Наказание не поможет


Поощряйте любой интерес к предметам, хвалите за достижения. Это самая эффективная положительная мотивация. Похвала придаст сил ребенку, повысит самооценку.