Как уберечь ребёнка от групп смерти «Синий кит» в социальных сетях. Что такое группы смерти и как защитить детей от них? Как защитить детей от групп смерти

Если у вас есть дети, тогда наверняка они дороги вам так, как ничто другое. Однако в последнее время по новостям все чаще стали говорить о различных группах смерти , которые действуют в социальных сетях. Их цель – доведение до самоубийства ребенка или подростка. Эти заставляют чрезвычайно серьезно к ним относиться.

На данной странице мы предлагаем некоторые советы родителям по взаимоотношений с ребенком.

Что нужно знать всем родителям

Приведенные ниже советы не претендуют на самодостаточность, однако они представляют собой обобщенное мнение многих психологов о том, что нужно знать родителям , дети которых были замечены в группах смерти.

  1. Вы не сможете полностью контролировать ребенка

Не всем родителям хочется думать о том, что у их детей есть свои собственные секреты. Мамочки уверены, что их дочери абсолютно все им рассказывают. Папы убеждены в том, что их сын непременно в трудную минуту обратится к ним за советом.

Но жизнь показывает, что в информационный век все изменилось. Мобильные телефоны, компьютеры, планшеты, социальные сети и т.п., — все это способствует появлению иллюзии ранней самостоятельности у ребенка. Тем более что порой пятилетний малыш понимает в такой технике гораздо больше пятидесятилетнего человека.

Учитывая все вышеизложенное, первый совет заключается в принятии мысли о том, что вы НИКОГДА НЕ СМОЖЕТЕ ПОЛНОСТЬЮ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА . Просто примите это как данность.

Если вы попытаетесь вырывать телефон из его рук, чтобы прочитать его сообщения – дело лишь усугубиться. В 99% случаев ребенок закрывается, и продолжает делать то, что родители запретили, но уже тайно.

  1. Вы обязаны каждый день выделять время для ребенка

Банальность данного совета вовсе не говорит о его несерьезности. На самом деле, если вы не будете УДЕЛЯТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ХОТЯ БЫ НЕМНОГО ВРЕМЕНИ на то, чтобы просто поговорить со своим ребенком, поверьте, что виртуальные доброжелатели сделают это за вас. И не стоит говорить, что вы слишком сильно устаете на работе – дети дороже любых денег и работ.

Современный мир информационных технологий устроен гораздо сложнее, чем думают многие, и его воздействие на психику ребенка пока практически не изучено. Так что если вам дорого ваше чадо, говорите с ним о том, что его интересует, пусть даже это будут примитивные на ваш взгляд вещи.

Пусть ребенок на подсознательном уровне поймет, что он дорог для своих родителей. Для вас это вполне понятные вещи, не требующие доказательств, а вот дети нуждаются в реальных проявлениях родительской любви и дружбы. Рекомендуем также , которое заставит вас задуматься об этом.

  1. Если ребенок начал размещать суицидальные изображения

Родители обязательно должны регулярно просматривать странички социальных сетей своего ребенка, чтобы понимать, чем он «дышит». Если для вас это слишком сложно, и разбираться в этом нет времени/желания/способностей, тогда не сетуйте, если опять же, кто-то из интернет-друзей проявит слишком большое желание разобраться в жизни вашего ребенка.

Итак, если родители заметили на страничке любимого чада «подозрительные» изображения медуз, кошек, бабочек, единорогов или китов, еще и сопровождающихся фразами о бессмысленности жизни – пора бить тревогу.

Постарайтесь, как-бы между прочим СПОКОЙНО ПОИНТЕРЕСОВАТЬСЯ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ , и для чего он выкладывает такие вещи на своей страничке.

Внимательно выслушайте его объяснения и затем так же спокойно подумайте, что предпринять вам, как родителю. Тут главное не истерить и не впадать в панику.

  1. Ребенок круто реагирует на ваше мнение

Имейте в виду, что некоторым детям достаточно просто запретить такие вещи писать и попросить удалить сомнительные посты. А что делать, если подросток очень круто реагирует на ваше мнение и считает, что он идет в ногу со временем, а вы безнадежно плететесь сзади, и еще пробуете его учить? Несмотря ни на что — ИЩИТЕ ПОДХОД К РЕБЕНКУ !

Дело в том, что этот пункт некоторым родителям может показаться бессмысленным, ведь каждый родитель в меру сил старается искать «ключи» к сердцу своего чада. Однако не забывайте, что мы говорим о группах смерти, к которым у детей может возникнуть нездоровый интерес.

В новостях показывали мамочку, которая потеряла дочь из-за игры Синий Кит. Именно эта мама говорила, что объясняла странности в поведении своей дочери обычным подростковым возрастом. Она попросту не искала подходы к ребенку, надеясь, что время все исправит. Но случилось непоправимое.

Поэтому важность именно искать, то есть прикладывать максимум усилий для поиска общего языка со своим дитем – вещь чрезвычайно серьезная и требующая активности. Если, конечно, вам дорога судьба ребенка.

  1. А если ребенок захочет вас шантажировать темой суицида

На самом деле, это очень важный момент. Если вы никогда не проявляли особого интереса к своему ребенку (что, к сожалению, случается часто), то внезапное изменение в отношениях может сказаться негативно. Представьте, что приходя с работы домой, отец никогда не спрашивал, как дела у ребенка в школе, какие оценки он получил, были ли какие-то конфликты со сверстниками, и вдруг, в одночасье, когда на его страничке заметили суицидальные записи – он стал центром чрезмерно повышенного внимания.

Вполне естественно, что подросток может подсознательно начать этой темой манипулировать. В таком случае дело может зайти слишком далеко и закончиться слишком серьезно. Поэтому, МАКСИМАЛЬНО ЕСТЕСТВЕННО НАЧНИТЕ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ СВОИМ РЕБЕНКОМ . Если вы мама – начните советоваться с дочерью, что приготовить, или какую одежду вам лучше надеть. Если вы папа – задействуйте сына в сугубо мужских делах, где он сможет выступать не как сын, а как напарник или помощник.

  1. Если кураторы группы смерти угрожают

В сети активно распространяется информация о том, что администраторы групп смерти запугивают своих жертв тем, что якобы они знают их адрес, и в случае выхода из игры причинят вред родителям или другим близким родственникам ребенка.

В некоторых случаях они действительно могут назвать город, в котором вы проживаете, или более точную информацию. Но это только в том случае, если соответствующие данные имеются в открытых доступах. Разумеется, следует удалить отовсюду, где только возможно, свою персональную информацию, чтобы ею не воспользовались злоумышленники.

Тем не менее, следует помнить, что ПО IP ВЫЧИСЛИТЬ ВАШ АДРЕС НЕЛЬЗЯ . Это миф, которым мошенники манипулировали в начале компьютерной эры. На сегодняшний день любой технически грамотный человек понимает, что это абсолютный бред. Однако на ребенка, к сожалению, такие угрозы могут воздействовать.

  1. Не паникуйте и не становитесь зависимыми от темы суицидов

Надо сказать, что многим родителям достаточно тяжело совладать с собой, когда они узнают, что их любимый ребенок состоит в каких-то группах смерти или участвует в играх Синего Кита и т.п. Есть замечательное русское выражение: «Пороть горячку». Так вот любое поспешно принятое решение, скорее всего, будет неверным.

Тщательно обдумывайте, как отвлечь ребенка от навязчивой идеи участия в сомнительных группах. Однако помните, что любой подросток нуждается в самовыражении. Постарайтесь помочь ему проявить свою особенность и уникальность нормальным образом. Ведь в этом и заключается роль родителей – препроводить ребенка во взрослую жизнь.

А если для вас работа и заработок важнее воспитания, то может, стоит серьезно пересмотреть свои родительские взгляды? В свете последних событий и появления в социальных сетях групп смерти, каждый родитель должен понять, что ему не просто рекомендуется сохранить своего ребенка, а это его прямая и непосредственная обязанность.

Главное — НЕ ВПАДАТЬ В КРАЙНОСТИ . Если ваше чадо стало жертвой обманщиков, и решило принять участие в смертельной «игре». Настоящая родительская любовь (а не просто обожествление своего принца или принцессы) способна творить чудеса.

Напоследок хочется процитировать замечательную английскую пословицу: «Не воспитывайте своих детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя» . И помните, что дети гораздо более тонкие психологи, чем взрослые. Они легко замечают фальш или искусственный интерес к себе, поэтому на притворстве вы далеко не уедете.

Администрация желает всем посетителям любви и полного взаимопонимания со своими детьми.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Ответить однозначно на этот вопрос сложно, так как все люди имеют разный темперамент и разный опыт общения с родными. У кого-то в поведении может и не произойти никаких перемен, так как они будут тщательно скрываться ребенком из-за страха быть наказанным или чем-то огорчить своих близких. И все же, подтвержденными маркерами суицидального поведения являются резкие изменения в поведении, причем не обязательно в сторону слез и депрессий. Родителям нужно обращать внимание на следующие перемены в поведении ребенка:

Уход в себя . Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.

Излишняя капризность, привередливость . Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и тому подобное. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

Депрессия . Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении.

Агрессивность. Непонятные вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом подростка обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат - неприязнь окружающих, их отчуждение. Вместо понимания человек добивается осуждения.

Саморазрушающее и рискованное поведение. Некоторые подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя "на грани риска". Где бы они ни находились - на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях - они везде едут на пределе скорости и риска.

Потеря самоуважения . Молодые люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит.

Изменение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят "в три горла". Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют.

Изменение режима сна. Подростки начинаю спать целыми днями или, напротив, теряют сон и превращаются в "сов": допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.

Изменение успеваемости. Многие учащиеся, которые раньше учились на "хорошо" и "отлично", начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко исключают из школы.

Внешний вид. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.

Раздача подарков окружающим, приведение дел в порядок. Предварительно раздают близким, друзьям свои вещи, которые раньше очень любили и ценили.

Угрозы покончить жизнь самоубийством. Они могут быть прямые и косвенные.

Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремится скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является, напротив, снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, к жизни. Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.

Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, требующие обязательной работы со специалистом.

Ну и есть вариант просто поговорить и спросить об этом ребенка, если контакт не утрачен. Многие родители заводят фейковые подростковые профили "ВКонтакте", добавляются к своему ребенку и отслеживают, что он публикует. Такой вариант, безусловно, про нарушение границ и доверия, но на войне все средства хороши.

Журнал Православие.фм благодаря помощи православных психологов города Новосибирска создал памятку «Что делать, если ваш ребёнок попал в суицидальную группу?». Памятка предназначена для родителей и поможет им уберечь детей от влияния интернет-клубов самоубийц, а также подскажет, что сделать и к кому обратиться, если он всё же туда попал.

Кто-то говорит, что они организуются стихийно из-за возросшей социальной напряжённости. Иные исследователи видят в этих группах и прослеживают организационные до шведских и германских серверов. Они видят за всем этим руку западных разведок.

То, как эти группы возникают, конечно, важно. Но куда важнее, что российские дети и подростки из-за этих сообществ гибнут, и гибнут массово, и это срочно нужно прекратить! В таких условиях советы специалистов, работающих на стыке психологии, духовной жизни личности и педагогики, могут оказаться особенно ценными, так как охватывают проблему комплексно и вскрывают её истинные причины. Именно их мы и предлагаем в виде памятки нашим читателям.

В разработке памятки приняли участие четыре православных психолога из Новосибирска: Николай Николаевич Соколов, Ольга Александровна Лезникова, Никита Сергеевич Яночкин и Мария Валерьевна Силантьева.

«Группы смерти» глазами православных психологов

В последнее время число детских и детских групповых суицидов увеличилось и приобрело системный характер. Журналисты «Новой газеты» с ноября 2015 по апрель 2016 года насчитали 130 подобных случаев . Причём многие дети знали друг друга по сообществам в социальных сетях.

Специалисты по психологии отмечают, что эти виртуальные клубы самоубийц – профессионально оформленные паблики в социальных сетях, целенаправленно провоцирующие подростков.

Основная целевая аудитория подобных сообществ – школьники. В их новостных лентах подписчики регулярно видят множество фотографий самоубийц, видеоролики с мертвыми людьми, криминальные новости и т.д.

В некоторых сообществах предлагают «поиграть» в самоубийство. На молодежном сленге это называется «выпилиться». Игрока добавляют в закрытое обсуждение и с ним начинают вести системную работу по промыванию мозгов, присваивается номер, даются различные задания, а в дальнейшем указывается способ суицида и начинается обратный отсчет времени. На подготовку потенциальному самоубийце отводится около 50 дней.

«Нет никаких сомнений, что администрация подобных сообществ, а также их кураторы в совершенстве знакомы с подростковой психологией. Мельчайшие психофизиологические потребности и особенности школьника учтены этими людьми детально. В такие сообщества активно приглашают молодых парней и девушек, испытывающих трудности во взаимоотношениях со сверстниками, поссорившихся с родителями, учителями или другими взрослыми, неудовлетворенных своей внешностью, одиноких, «уставших» от жизни. Им предлагается стать участниками «особой», тайной группы, обособленной от взрослых, заявить о себе, стать «героем», прославиться. Все это, конечно, не что иное, как коварная и ужасная по своим последствиям манипуляция сознанием молодежи» , — заявляет Никита Сергеевич Яночкин.

Также отмечает, что потенциальные участники этих групп — подростки, испытывающие сильнейший дефицит внимания со стороны близких: «Даже модераторы из групп смерти (чаще всего это закрытые группы, и существует отбор), прежде чем принять в свою группу ребёнка, просматривают его страницу, а родители чаще всего не интересуются, чем увлёкся ребёнок. Если родители отчуждены, озабочены своими проблемами, то ребёнок ищет общение на стороне, эстетизирует смерть, играет в игры со смертью. В группах смерть подается как нечто любопытное, привлекательное, единственный выход из проблем, а трансляция «самовыпила» — как героический поступок».

«Таких групп не одна сотня, а может быть и больше. Над сознанием участников таких групп ведется высокопрофессиональная интервенция деструктивными концептами, установками, ведущими к добровольному суициду», — подчёркивает системный и искусственно формируемый характер проблемы Николай Николаевич Соколов .

Что делать, если ваш ребёнок попал в суицидальную группу?

Памятка для родителей

  1. Почему посторонние люди, которых ребенок даже не видит, могут стать для него авторитетнее близких?

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть ценности и нужности другому — одна из основных потребностей человека, однако в современном обществе представления о любви, воспитании и ценностях самые разные и не всегда соответствуют «ответственному родительству».

Такие факторы, как психические заболевания в семье наряду с нездоровыми семейными отношениями, пренебрежение и жестокое обращение, отсутствие любви и заботы в детстве, развод родителей, могут вызвать чувство беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией и потенциально увеличить риск суицида.

Доказано, что суицидальные идеи и попытки самоубийства появляются чаще у тех детей и подростков, которые были жертвой жестокого обращения взрослых, особенно со стороны близких родственников. В таких семьях дети часто ищут недополученной ими любви и заботы на стороне и легко попадают под влияние улицы или разнообразных учителей и гуру, в том числе и в социальных сетях, готовых проявить к ним внимание.

Если подросток в оффлайне чувствует себя унылым неудачником, его жизнь духовно пуста, то «мудрые руководители» в онлайне ему предлагают стать героем. В их группах происходит героизация суицида. Атмосфера таинственности, некоторой избранности и исключительности, формирующаяся в этих сообществах, может стать весьма заразительной для еще не крепких душевных сил ребенка или подростка.

Но влияние сторонних авторитетов верно и в обратном направлении. Предотвратить суицид также нередко могут помочь люди, которые не являются родственниками суицидента, но имеют на него большое положительное влияние: школьный учитель, спортивный тренер, приходской священник, сосед по дому и т.п.

  1. Как вовремя заметить, что ваш ребёнок попал в «плохую интернет-компанию»? Поможет ли программа-фильтр оградить его от этого?

Первое, что должно насторожить родителей, – резкие изменения в поведении подростка, которые происходят вслед за изменением мышления и мировоззрения. Например, если ребенок всегда был активным, а в последнее время стал замыкаться в себе, сделался молчаливым. Или, наоборот, был задумчивым, а стал несвойственно многоречивым.

Это не обязательно значит, что подросток вынашивает идеи суицида, но это повод обратить на него особенное внимание. Такие резкие изменения могут быть признаками развивающейся депрессии. Также обратите внимание: не происходит ли нарушение сна, питания, может, резко изменилась успеваемость в школе.

Другими признаками нездорового общения в интернет-среде может стать большое количество времени, проводимое ребенком в социальных сетях; раздражительность и агрессия в случае, если родители вводят ограничения на пользование компьютером; утрата интереса к другим увлечениям – чтению, спорту, играм; появление скрытности и замкнутости в поведении.

Возможностями программы-фильтра не стоит пренебрегать. В какой-то степени она поможет оградить ребёнка от «групп смерти», но гораздо больше нужно стремиться сформировать здоровые интересы и желания ребёнка, учить выбирать из объёма информации нужное, полезное, лучшее. Воспитывать его в таких условиях, чтобы желание посещать подобные сайты не возникало. Просто уделять ему время и внимание.

Николай Николаевич Соколов выделяет четыре основных группы «маркеров» суицидального поведения , которые могут предупредить о проблеме внимательных родителей:

— Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.

— Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).

— Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).

— Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины, завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).

Более подробно они могут выглядеть так:

— Высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь».

— Фиксация на теме смерти в литературе и живописи, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида.

— Активная предварительная подготовка к выбранному способу совершения суицида (например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ).

— Сообщение друзьям о том, что принято решение о самоубийстве (прямое и косвенное). Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств.

— Стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен.

— Раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества («Меня никто не понимает и я никому не нужен»), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния). Негативные эмоции связаны с нарушением (блокированием) удовлетворения потребности в безопасности, уважении, независимости (автономности). Накануне и в день совершения самоубийства возможно спокойствие.

— Угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», «мое окружение», потеря перспективы будущего.

— Необычное, нехарактерное для данного человека поведение: более безрассудное, импульсивное, агрессивное, аутоагрессивное, антисоциальное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых. Возможны злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами.

— Стремление к рискованным действиям, отрицание проблем.

— Снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий.

— Приведение в порядок дел, примирение с давними врагами.

— Символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фотографий, создание и демонстрация ролика, посвященного друзьям и близким); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость.

— Попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

Суицидальные «маркеры» можно выявить на основе наблюдения, беседы, диагностических методик, изучения документов (рисунков, выдержек с сайтов, персональных страничек, предпочитаемых фильмов, песен и т.п.).

  1. Что делать, если ваш ребёнок всё-таки попал в суицидальную группу? Как действовать? К кому обращаться за помощью?

Родителям важно понять, для чего Господь попускает им такое испытание, подумать о глубинных мотивах своих поступков в отношении своих детей. Чаще всего — чтобы они осознали, что же является главным в их жизни. Чтобы научить их любить своих детей и друг друга, чтобы они обратились к Богу и встали на путь покаяния.

Очень важно приложить силы к тому, чтобы создать для ребенка здоровую среду общения, пусть в той мере, в какой это доступно родителям: это могут быть совместные семейные ужины, походы в гости с семьей и т.д. Нужно максимально восполнить недостаток любви и внимания к ребёнку. Проблемы возникают там, где между детьми и родителями нет подлинной душевной близости и уважения друг к другу. Тогда эту близость и уважение подростки начинают искать там, где готовы их предоставить. К сожалению, для некоторых ребят такими местами становятся «группы смерти».

Здесь необходим серьезный разговор с самим ребенком. Важно показать ему, какие механизмы действуют в этих группах, какие приемы используются, чтобы сделать присутствие в подобных группах сначала привлекательным для ребенка, а затем создать зависимость от этого, страх быть исключенным. Важно раскрыть манипулятивность и ложность таких взаимоотношений. Попытка самоубийства в подростковом возрасте говорит о слабом внутрисемейном контакте с родителями.

Мария Валерьевна Силантьева считает, что допустимо и осторожное использование директивных методов – твердый и однозначный запрет участия в таких группах: ребенок должен понять, что это недопустимо, это родительский запрет.

Во время общения с подростком и его социальным окружением важно:

  • Сохранять спокойствие и предлагать поддержку.
  • Не осуждать, не вступать в конфронтацию.
  • Не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях.
  • Признавать самоубийство как один из вариантов действия, но не признавать самоубийство как «нормальный» вариант.
  • Поощрять полную откровенность.
  • Больше слушать, чем говорить.
  • Сконцентрировать процесс консультирования на «здесь и теперь».
  • Избегать глубокого консультирования до тех пор, пока кризис не минует.
  • Обращаться к другим людям за помощью в оценке потенциала индивидуума причинить себе вред.
  • Определять, справляется ли ребенок со своими чувствами, не оказывают ли они влияние на его повседневные занятия.
  • Получать сведения от учителей, родственников и друзей об изменениях в поведении, их продолжительности, актуальной ситуации и возможных провоцирующих событиях.
  • Выявлять и актуализировать антисуицидальные факторы.
  • Изучать наличие и качество поддержки семьи и сверстников.
  • Доверительно побеседовать с преподавателями, другими специалистами (школьный учитель или психолог), дать им понять, что ребенку требуется общение, заинтересованность, поддержка и понимание.
  • Если симптомы сохраняются, в особенности если они угрожают здоровью или мешают повседневной жизни ребенка, необходима консультация детского психиатра.

Универсальных рецептов в таком деле нет, все весьма индивидуально. Нужно постараться найти хорошего суицидолога или психолога . Не обязательно сразу вести к ним ребенка, для начала можно прийти только родителям. Нужно заниматься семейной психотерапией и психокоррекцией ребёнка.

Целью эффективной психологической помощи является лучшее понимание личностью подростка своего собственного «Я», выявление конфликтующих эмоций, повышение самоуважения, изменение неадаптивного поведения, тренировка умения успешного разрешения конфликтов и более активное общение со сверстниками.

Подход должен быть комплексным . Обращаться за помощью стоит не только к специалистам-психологам, но и к авторитетным людям, которые умеют и любят работать с детьми – священнику, руководителю секции, творческой студии, учителю и т.д.

Также можно отыскать сообщество родителей, которые так же, как и вы, попали в подобную ситуацию, группы взаимопомощи могут быть весьма эффективны.

А по отношению к самой суицидальной группе — при её выявлении стоит непременно подать соответствующие заявления в киберполицию и прокуратуру .

  1. Меры профилактики участия детей в суицидальных сообществах.

Родители ответственны за то, что происходит с ребёнком, на том основании, что они взрослые.

Основной защитой для ребенка от опасности попадания в данные сообщества могут стать по-настоящему близкие и доверительные отношения с родителями и другими родными людьми. Они включают в себя искреннее участие и ценность этого участия в жизни ребенка, умение общаться с ним. Нормальный родитель обязан знать, в каком окружении находится его ребенок. Все меры профилактики можно выразить двумя главными словами: ЛЮБОВЬ и ВНИМАНИЕ .

Важно также и ребенка учить внимательному отношению к членам семьи, чтобы он умел заботиться о них, чувствовал их нужды и переживания. Если у ребенка такой опыт есть и есть постоянно, он будет внутренне защищен от того общения, которое предлагают в подобных группах. Ведь одним из факторов, ослабляющих защитные силы души, является чувство разделенности с близкими людьми.

Большое значение имеет и здоровая атмосфера общения со сверстниками – в школе, кружках, секциях. Культурная среда, в которой растет ребенок, – литература, музыка, кино. Родителям важно по мере сил оздоравливать эту среду.

Можно добавить ребенка в друзья в социальных сетях, чтобы ненавязчиво присутствовать в его жизни в сети. Обратите внимание на контент, который регулярно выкладывается им и его друзьями и попадает в новостную ленту, это может многое рассказать об увлечениях подростка и о содержании его внутреннего мира.

Стоит помнить, что в кризисных ситуациях подростки чаще и раньше обращаются к друзьям и намного реже и позднее к учителям, школьным психологам и родителям. Обучение учащихся умению распознать сверстников группы риска может помочь оказать им своевременную помощь, даст им знания о факторах суицидального риска, о том, как звонить в кризисный центр или горячую линию и как порекомендовать другу или подруге обратиться к консультанту. Учащимся необходим форум, где они могут получить информацию, задать вопросы, узнать о том, как можно помочь себе и другим в случае навязчивого повторения мыслей о суициде.

Не лишней в профилактике суицида будет и организация школьных занятий с психологами: тренингов в группе, индивидуальных консультаций с детьми с целью нормализации их психического и психофизиологического состояния, формирования позитивного мышления, оптимизации взаимоотношений с родителями и сверстниками. Этому способствует также организация группового обсуждения этих тем и показ и обсуждение соответствующих фильмов в школьном кино-кафе, повышение психологической грамотности классных руководителей, которые могут помочь выявить проблему. Вопрос об организации такой работы нужно ставить перед руководством школы и на родительских собраниях.

Устранить причины, чтобы не бороться с последствиями

В своей статье «Суицид - это отсутствие любви и веры», опубликованной на страницах портала «Образование и Православие», православный психолог Николай Николаевич Соколов предельно чётко выразил основную причину трагедий подобного рода.

Мы слишком мало времени уделяем детям. Как говорил мудрейший патриарх Павел Сербский, «в нашем обществе есть бедные дети, которым родители не смогли дать ничего, кроме денег».

Необходимо исправлять эту ситуацию и приходить к пониманию того, что в детей нужно вкладываться. И вкладываться прежде всего не материальными средствами, а нашим вниманием и нашим временем , нашей любовью.

Если ваш ребёнок будет иметь твёрдое мировоззренческое основание в Господе Иисусе Христе и Его учении, а с вашей стороны будет постоянно чувствовать внимание и заботу, то никакие «группы смерти» не будут иметь над ним власти и, скорее всего, даже минуют фокус его внимания.

Надеемся, что разработанная нами памятка поможет вам в кризисной ситуации и в то же время от всей души желаем, чтобы подобной ситуации в жизни вашей семьи никогда не возникало!

Биографическая справка

Николай Николаевич Соколов — педагог-психолог, специалист в области социально-психологической виктимологии и терапии ПТСР, сурдопсихолог. Руководитель службы социально-психологической помощи «Содействие».

Состоит в правлении Сибирского общества православных психологов во имя святителя Феофана Затворника. Преподаёт психологию в Русской христианской гуманитарной академии г. Санкт-Петербурга (РХГА) и в Новосибирской православной духовной семинарии (миссионерские курсы НПДС).

Окончил Свято-Сергиевскую православную богословскую академию по международной программе по православной психологии и психотерапии в 2010-2011 годах и факультет психологии Новосибирского государственного педагогического университета в 2013 году. Магистр психолого-педагогического образования.

С 2004 года занимается практической работой в области психологии, является экспертом Координационного центра по работе с глухими и слепоглухими Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению МП, а также руководит Новосибирским центром глухих и слабослышащих при храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Воспринимает психологические проблемы через призму христианского мировоззрения и применяет в коррекции и терапии психологических проблем те методы и подходы, которые соответствуют православному святоотеческому учению о природе и жизни человеческой души.

Ольга Александровна Лезникова работает педагогом-психологом около 15 лет. Обучалась различным психотерапевтическим методикам, направленным на работу с детьми: арттерапия, песочная терапия, ценности и цели экзистенциальной терапии и др.

Имеет два высших образования — в области филологии и психологии. Окончила Томский государственный университет (ТГУ) и Новосибирский институт повышения квалификации (НИПКиПРО).

Интерес к христианству приобрела во время изучения в ТГУ литературы, философии и культуры. Считает Исаака Сирина основоположником психологии, так как он в своих трудах анализировал состояние души человека, способы ее исправления и самоусовершенствования.

В психологии придерживается гуманистического направления, которое не противоречит христианскому вероучению и морали. В работе пользуется знаниями, накопленными христианскими подвижниками за два тысячелетия, почерпнутыми из христианской литературы. Считает, что личный церковный опыт также помогает правильно взглянуть на проблемы личности.

Никита Сергеевич Яночкин — клинический психолог Новосибирского областного клинического наркологического диспансера.

Помогает подросткам и взрослым избавляться от различных видов наркотических зависимостей, а также консультирует пациентов в отношении других видов зависимостей, семейных конфликтов, личностных кризисов и конфликтов с другими людьми.

В 2009 году окончил Томский государственный университет по специальности «Клиническая психология» и уже несколько лет практикует в области психологической помощи. В 2016 году прошёл курсы повышения квалификации по программе «Семейная психология и психотерапия».

Никита Сергеевич исследует психику человека ориентируясь на «духовную вертикаль». Считает, что гармоничной личности очень важно помнить о своих личных недостатках и слабостях, осознавать греховность своей природы, но при этом полностью надеяться на Бога-Троицу, проходить личное воцерковление. Это помогает человеку обрести твёрдую мировоззренческую опору и духовные силы для нормализации своего состояния.

Мария Валерьевна Силантьева обучалась клинической психологии на психологическом факультете Новосибирского государственного университета (НГУ), который окончила в 2007 году. Около восьми лет работает в сфере психологии.

Является воцерковленным человеком, поэтому профессиональную деятельность строит, опираясь на православное мировоззрение: православное представление о человеке, его душе, об основных жизненных ценностях, понятиях добра и зла, о пользе и вреде для души человека.

Вконтакте

Для тех, кто еще не в курсе, сразу обозначим проблему. Сегодня в социальных сетях ходит игра под названием «Синий кит» (может еще называться «Тихий дом»). Игра эта является смертельно опасной. В финале уже больше СОТНИ детей покончили жизнь самоубийством.

Что должны знать родители о «Синем ките»?

Чтобы защитить собственных детей от суицида, каждый родитель должен прочесть это. На территории России за период с ноября 2015 по апрель 2016 зарегистрировано 100 детских суицидов, которые произошли вследствие игры «Синий кит». Все погибшие дети были участниками одной социальной группы.

Игра очень быстро набирает обороты. Сегодня она переросла в настоящую эпидемию, и тревогу бьют уже и родители Казахстана. Изначально игра гуляла по сети ВКонтакте, сегодня она заполонила и Инстаграм.

Правила и суть игры «Синий кит»

Длительность игры составляет 50 дней. Именно столько времени требуется модераторам «Синего кита», чтобы довести подростка до самоубийства.

На протяжении 50 дней ребенок должен выполнять различные задания. К примеру, первое задание – нацарапать на руке кита или надпись «Синий кит». Модераторы при этом требуют фотоотчет каждого выполненного задания, чтобы удостовериться, что ребенок следует всем указаниям.

Задания с каждым днем приобретают все более депрессивный характер и целенаправленно подготавливают подростка к суициду.

Почему подростки вступают в социальные группы смерти и как они вообще их находят?

Для вступления в игру достаточно на своей странице поставить хэштеги типа: «синий кит», «тихий дом», «море китов», «киты плывут вверх», «рина», «я в игре», «разбуди меня в 4:20», «f57», «f58», «f53», «50 дней до моего…», «ня пока». Как только хэштег выставлен, организаторы смертельной игры сами находят и связываются с подростком.

Родители, обеспокоенные судьбой детей, часто задают вопрос, можно ли выйти из этой страшной игры. Анализ показал, что выход возможен только на самом начальном этапе. Если ребенок не прислал фотоотчет после первого задания или отказался его выполнить, его банят, то есть исключают из игры. Если же подросток уже прошел несколько этапов, выйти практически невозможно. Ему угрожают вычислить его IP-адрес (адрес компьютера), по нему обнаружить адрес проживания и убить членов семьи ребенка, который отказывается от суицида и участия в игре.

Кто диктует задания в игре «Синий кит» и подстрекает к самоубийству?

В социальных сетях, как и в реальной жизни, детьми и их поступками манипулируют взрослые люди. Ведущие «Синего кита» целенаправленно, пошагово, четко запланировано, шаг за шагом ведут ребенка к суициду. Зачем они это делают – не понятно ни одному здравомыслящему человеку. Страшно то, что практически всегда цель этих жестоких людей достигается – дети заканчивают жизнь самоубийством.

Как защитить своего ребенка от групп, несущих смерть?

Безусловно, родители должны быть более внимательны к своим детям. Ребенок не должен ни в коем случае оставаться наедине со своими проблемами и переживаниями. Он не должен чувствовать себя одиноким внутри своей семьи. Ведь дети, у которых доверительные и здоровые отношения с родителями, не будет искать в соцсетях сомнительные группы, где ему помогут решить его проблему.

Тем не менее, не стоит забывать и о том, что подростковый – это особый возраст, когда даже самые домашние дети могут стать замкнутыми и непонятными для своих родителей. К сожалению, от подобного никто не застрахован.

Даже у самых понимающих родителей встречаются очень впечатлительные дети с неустойчивой подростковой психикой, которые способны замкнуться и целенаправленно не делиться тем, что они узнал из социальной группы. Мало того, группы смерти сами намеренно запрещают рассказывать участникам о своей игре взрослым людям. В противном случае подростку грозит исключение из игры. Кроме того, модераторы «Синего кита» запрещают ребенку на протяжении 48 часов отмечаться в группе. Дело в том, что через 48 часов информация, которую в человека продуманно и целенаправленно впихивали, может отойти, как послеоперационный наркоз. Теперь ребенок становится восприимчив к любой другой информации. У него включается критический разум, а это секте и нужно.

Как бы критически не ставились ваши дети, но обязательно проверяйте их мобильные телефоны и компьютеры, контролируйте пребывание ребенка в социальных сетях. Наблюдайте за детьми утром, вечером и даже ночью. Попросите дать послушать ту музыку, которая в данный момент звучит у вашего чада в наушниках. Проверяйте его переписку в соцсетях. Обязательно вас должны насторожить любые повреждения на коже, изображения единорога, кита, бабочек. Также музыкальные треки суицидного характера, типа «… мы ушли в открытый космос, в этом мире больше нечего ловить» должны заставить вас если не бить тревогу, то хотя бы задуматься.

В социальных сетях распространяется информация о "смертельных играх" среди несовершеннолетних. Детей и подростков призывают вступить в игру "Синий кит", или "Тихий дом". Ее суть заключается в том, что каждый игрок должен выполнить 50 заданий. Для начала игрокам нужно порезать вены и нарисовать на руке с помощью лезвия рисунок кита. Последним из заданий является суицид.

По данным МВД РК, в 2016 году по республике было расследовано девять уголовных дел по фактам доведения до самоубийства несовершеннолетних. Однако каких-либо сведений о влиянии на их поведение социальных сетей и групп не получено.

В интервью корреспонденту казахстанский психолог Оксана Гулак поделилась несколькими советами для родителей: как оградить детей от дурного влияния, а также выявить первые признаки депрессии у ребенка.

"Во-первых, нам важнее с большим вниманием относиться к тому, что говорят дети. Если ребенок жалуется на что-то, то к этому нужно отнестись серьезно, к тому, что они чувствуют. Потому что мы, взрослые, думаем, что дети и подростки часто выдумывают. Что должно в первую очередь обратить на себя внимание родителей: это когда ребенок не общается с друзьями в реальном мире, когда его контакты в реальном мире сведены к минимуму, он почти не выходит из своего компьютера или телефона, вся его жизнь протекает там", - говорит психолог.

"Когда есть такая абсолютная обособленность, отрезанность от мира, это может говорить о возможном существовании депрессии у подростка. Потому что для подростка очень важно иметь контакты с кем-то. Отношения с одноклассниками, с девушками и парнями для них имеют первостепенное значение, и если этих контактов нет, то подросток будет чувствовать себя абсолютно изолированным и отрезанным и не таким как все. Если в реальном мире нет группы, нет людей, с которыми подросток связан, тогда он будет искать компенсацию этого в виртуальном мире и, к сожалению, в подобных группах", - считает Оксана Гулак.

Также, по словам психолога, стоит обратить внимание, когда подростки становятся максимально покладистыми для родителей. "Когда они не стараются бунтовать, высказывать свое мнение, это тоже должно обращать на себя внимание. Просто потому, что для подростков нормально бунтовать, нормально высказывать свое мнение, которое обычно отличается от родительского. Таким образом они строят свое я. Значит, внутри кипит жизнь, бунтарская, но она кипит. Обычно это высказывается в такой манере, как претензия к родителям, и это достаточно нормально для подростка. Быть тихим, изолированным, полностью погруженным в компьютере, не ходить с друзьями, не общаться - это для подростка не совсем естественно", - продолжила собеседница.

По мнению психолога, зачастую подросткам важны чувства, внимание, которых порой так не хватает в семье.

"Эти сообщения об играх, они как будто будоражат внутренний мир чувств, особенно будоражат на фоне избегания чувств в семье. Многие из нас, взрослых, убегают в работу, в действия, в шоппинг, алкоголь для того, чтобы заглушить чувства, чтобы не оставаться наедине с собой или детьми, чтобы не остаться со своим внутренним миром. Сложно переживать, быть с чувством боли, любви, обиды или злости. Подростки это также видят. И тогда они ищут любую возможность, любые моменты, где бы они могли соприкоснуться с чувствами. И вот такого рода "игры" вызывают иллюзию приобщенности к опыту переживания бури эмоций", - отметила психолог.

Однако, как говорит специалист, родителям все же важно балансировать между контролем жизни подростка и предоставлением ему собственного независимого пространства.

"В некоторых семьях родителям очень сложно соблюдать баланс контроля и свободы с детьми, иногда мы хотим контролировать их жизнь полностью, тогда психологически становится трудно отпускать подростка, признавать в нем взрослеющую часть. И очень часто бессознательно в психике подростка "смерть" звучит как будто своего рода освобождение от контроля родителей, школы. Но это уже вопросы семейной психотерапии. И, собственно, я бы посоветовала родителям больше полагаться на свои чувства, и если вы ощущаете, что ребенка что-то беспокоит, то лучше поговорить с ним, лучше обратиться к специалисту. В каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. Сейчас переходный период сдвигается, становится все раньше, и лет с 12-13 до 18 лет - это период, когда бушуют внутренние "землетрясения". И в этот период можно как и многое разрушить, так и многое создать и перестроить. В этот период подростки эмоционально очень хрупкие", - подытожила Оксана Гулак.

По мнению детского психолога Олеси Неконовой, детей и подростков на вступление в эти группы может толкать элементарное любопытство. "Там они сначала делятся между собой переживаниями, начинается разговор, прощупывается психика ребенка, и потом уже планомерно готовится к тому, чтобы ребенок сделал над собой непоправимые вещи. Причем доходит до того, что ребенку указывают в какое время, в каком месте, и каким образом покончить с собой",- говорит детский психолог, руководитель психологической службы Центра поддержки семьи при общественном движении "Ребенок должен жить в семье" Олеся Никонова, добавив, что в группе риска находятся подростки из детских домов и неблагополучных семей.

"Неблагополучные семьи - это те, где родители глухи к своим детям. Дети чувствуют себя одинокими и в полных и в неполных семьях. Очень важно общение, очень важно ребенку проговаривать многие вещи, которыми многие взрослые пренебрегают. Когда ребенок проговаривает свои чувства, он уже переживает их и эта тема закрывается на какую-то часть, становится неактуальной. Взрослые очень серьезно могут помочь своим детям, просто проговаривая снова и снова их темы, даже если они незначительные - для ребенка это очень важно", - говорит она.

Отметим, что ранее в МВД РК призвали родителей усилить контроль за виртуальной жизнью своих детей, а также сообщать в полицию обо всех фактах вовлечения в суицидальные группы в социальных сетях, по которым незамедлительно "будут приняты соответствующие меры".

Отметим, что инициатор и автор "смертельных игр" в социальной сети "ВКонтакте" - Филипп Будейкин, известный под ником Филипп Лис, - задержан в России. Ему предъявлено обвинение по статье "Доведение до самоубийства". Идет следствие.