Проект художественной литературе старшей группе. Проект по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы. Организация работы в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» Кирсановский район, Тамбовская область. УТВЕРЖДАЮ заведующий МБДОУ детский сад «Колокольчик» _________ О. В. Харькова «Использование нетрадиционных техник рисования»

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ОСЕНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «В ГОСТЯХ У ПОДСОЛНУШКА» Роли исполняют: Подсолнух, Гриб, Ведущая, Осень (взрослые). Ежик, заяц, волк (дети). Дети с осенними листочками в руках забегают в музыкальный зал. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Листья желтые» Ребенок -...

Конспект занятия На тему: «Насекомые луга - бабочка» (старшая группа) Автор работы: Грачева Анна Вячеславовна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ Новоталицкий д/с №1 Ивановская область, Ивановский район, д.Беляницы. Пояснительная записка к занятию: Образовательная область: Познавательное развитие Тема занятия: Насекомые луга...

Сюжетно-ролевые игры (старший дошкольный возраст) 1.«Дом, семья» Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный...

Детский литературный проект «Золотой ключик»

Проект представлен : детьми подготовительной к школе группы №6 , воспитателем Часовских С.О.
Познавательный. Творческий. Краткосрочный.

Актуальность:
Сила искусства в воспитании детей огромна, в частности художественной литературы, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Они вводят ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Как маленький ребенок может постигнуть высоту благодарного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Впечатления, полученные в детские годы, самые яркие, устойчивые и запоминающиеся.

Задачи:
1 Знакомить детей с явлениями окружающей действительности через искусство (художественную литературу).
2 Формировать умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности, развивать фантазию, умение формировать замысел и находить форму для его воплощения.
3 Развивать диалогическую и монологическую форму речи, культуру речевого общения в различных ситуациях общения.
4 Воспитывать эмоциональную отзывчивость, нравственные чувства (сопереживания, сострадания, справедливости).
5 Развитие интереса к художественной литературе, книге.
6 Развивать творческие способности.
7 Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга

План проекта.
1. Чтение сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
2. Самостоятельная художественная деятельность по прочитанным главам сказки.
3. Изготовление альбомов «Буратино»
4. Беседа с родителями на тему «Образовательный проект» (помощь, сотрудничество, участие).
5. Пересказ сказки рисункам детей.
6. Консультация для родителей «Путь в страну книг. От слушателя к читателю.»
7. Изготовление папки «Викторина в стихах по сказке А.Н.Толстого. Рисуем сказку. Литература и прикладное творчество»

Достигнутые результаты.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: у детей вырос интерес к художественной литературе, желание самостоятельно рассматривать книги, передавать знания, полученные из книг в самостоятельной художественной деятельности. Родители выслушали пересказ сказки по рисункам детей.

Татьяна Звонова
Проект «Приобщение детей к миру художественной литературы»

Вид проекта : творческий, познавательный

Участники проекта : дети 3-4 лет, педагоги, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Образовательные области : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое и художественно -эстетическое развитие

Объект : развитие познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Предмет : формирование познавательного интереса к русским народным сказкам.

Проблема : необходимость чтения детям сказок

Место проведения : детский сад №1

Продолжительность : краткосрочный (3 месяца)

Цели : познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования литературного опыта в их творческой деятельности.

Задачи :

Образовательные :

1. Формировать у детей знания о русских народных сказках.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

3. Поощрять желание самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения .

4. Обогащать словарный запас ребенка посредством разучивания ролей к театрализации.

Воспитательные :

1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

2. Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям.

3. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе добра над злом) .

4. Воспитывать культуру речевого общения.

5. Воспитывать бережное отношение к книге.

Развивающие :

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Развивать артистические, творческие способности, с помощью воспитателя инсценировать народные сказки.

3. Развивать умение использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общение с взрослыми) .

Формы работы с детьми : чтение сказок, беседа, использование игровых ситуаций, рассматривание иллюстраций, просмотр сказок с использованием ИКТ, игры-инсценировки, этические беседы, кукольные спектакли, упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера, загадывание загадок.

Ожидаемые результаты :

Слушать произведения художественной литературы (сказки)

Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;

Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Анализировать явление, событие, поступки литературных героев , оценивать их;

Воспроизводить содержание произведения;

С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

Отгадывание загадок

Предполагаемый результат :

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в привитии любви к русским народным сказкам, уметь инсценировать небольшие по содержанию сказки с помощью взрослого, в усвоении вечных ценностей : справедливости, правдолюбия, милосердия, великодушия, сочувствия, стремлении к добру.

Пояснительная записка

Сказка - прекрасное творение искусства. Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, потешки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

Высоко ценил народную сказку педагог К. Д. Ушинский. Он писал о сказке : «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему : к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложней-шими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми» . Поэтому те уроки, которые дает сказка, это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью : в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Актуальность проекта :

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова .

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои , но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.

Дети не любят слушать и читать художественную литературу , но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием

компьютерного оборудования, через драматизацию сказок с участием самих детей .

План реализации проекта

Этапы проекта Содержание деятельности

Практические мероприятия

I.Обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности 1. Предложить детям принести в группу любимые книги со сказками из дома, провести беседы с ними.

2. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему : «Бережное хранение книг» 1. Беседы «Моя любимая сказка» и .

2. Проведение игры «Книжная больница»

II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы. 3. Организовать экскурсию в библиотеку д/сада.

Взаимодействие с педагогом-психологом 3. Игра-занятие «Необыкновенные книжки»

Знакомство детей с книгами библиотеки.

Обучение педагогом-психологом приемам владения куклами БИ-БА-БО

III. Реализация идеи 4. Чтение р. н. сказок : «Теремок» , «Волк и лиса» , «Маша и медведь» , «Лисичка-сестричка и волк» , «Заюшкина избушка» , «Волк и семеро козлят» , «Петушок и бобовое зернышко» , «У страха глаза велики» .

Показ их с помощью пальчикового и кукольного театров.

5. Выставка : «Наши любимые сказки»

6. Итоговое мероприятие- презентация с использованием ИКТ «Путешествие по сказкам» 4. Игра «От загадки к сказке» - формировать умение отгадывать загадки к сказкам.

5. Игра «Покажи героя» - дети определяют имя героя, имитируя его походку.

6. Инсценировка детьми сказки «Теремок»

7. Оформление коллажа «Наши любимые сказки»

8. Проведение конкурса совместно с родителями «Мой любимый сказочный герой»

9. Проведение ООД по развитию речи_ «Сундучок сказок» , «Путешествие по сказкам» .

Взаимодействия с родителями

1. Познакомить родителей с планом работы по проекту : «Дарите детям сказки» 1. План по реализации проекта

2. Провести родительское собрание. 2. Родительское собрание : «Роль сказки в жизни ребенка»

3. Анкетирование родителей по данной теме. 3. Результаты анкеты

4. Консультации для родителей 4. Консультации : «Приобщение детей к художественной литературе » , «Как правильно читать детям книги»

«Какое время в режиме дня выделить для чтения?» , «Как использовать сказки в качестве средства развития малыша?»

Вывод : По завершению реализации проекта

Дети научились внимательно слушать сказки, отвечать на вопросы, анализировать поступки, с помощью взрослого инсценировать небольшие сказки, отгадывать загадки, раскрылись творческие способности. Но самое главное, в детях стали проявляться такие качества, как справедливость, сочувствие, стремление делать добрые дела.

Марина Малкова
«Волшебный мир книг» (проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой)

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышение квалификации) специалистов «Кузбасский региональный

институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

«Волшебный мир книг »

(проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой )

Исполнители :

Малкова Марина Константиновна

воспитатель МБДОУ №10 города Белово;

Островская Жанетта Викторовна,

воспитатель МБДОУ №10 города Белово.

Паспорт проекта… 3стр .

Актуальность проекта… . 7 стр.

Краткое описание проекта по этапам… 9 стр .

Тематическое планирование… 10 стр.

Список литературы… 18 стр .

Паспорт проекта

Для детей среднего дошкольного возраста – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу , которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова . Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычных открытий.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет он слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. И именно от взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем.

Данный проект посвящен привлечению интереса к чтению , так как для современного ребенка книга потеряла свое значение, все чаще дети предпочитают книге компьютерные игры , просмотры мультфильмов и телепередач. Чтение имеет большую роль в формировании личности ребенка, оно напрямую связанно с грамотностью и образованностью, формирует нравственные идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Из выше всего сказанного, можно сделать вывод, что данная проблема является актуальной в педагогической науке. Именно взрослые должны направлять детей в этой деятельности , поэтому необходима повседневная работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой , причем эта работа должна проводиться не только в традиционной форме, но в нестандартной.

Мы рассчитываем, что благодаря этому проекту дети познакомятся с художественным описанием жизни , получат научно-достоверные знания о мире, усвоят нравственные ценности и идеалы, обогатят речь.

Наименование

проекта «Волшебный мир книг »

Цель и задачи

проекта Цель : развивать устойчивый интерес к чтению

художественной литературы детей и их родителей .

Формировать у детей эмоционально образное

восприятие произведений, пополнить литературный творческий багаж ;

Воспитывать бережное отношение к книге , как к результату труда многих людей;

Воспитывать способность наслаждаться

художественным словом , иметь потребность в

знании поговорок, загадок, народных высказываний;

Учить детей договариваться , делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;

Расширять представления родителей о детской литературе ;

Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений ;

Способствовать выражению своего отношения к литературным произведения в художественном творчестве ;

Учить использовать вербальные и невербальные приемы при инсценировках, чтении стихотворений, развивать творческую самостоятельность.

Исполнители

проекта и

основных

мероприятий Воспитатели, дети, родители.

группы проекта Проект «Волшебный мир книг » рассчитан на детей

старшего дошкольного возраста (5-6 лет) .

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

проекта Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством русских и зарубежных писателей;

Создание книжного уголка;

Создание картотека с загадками и поговорками;

Оформление альбома рисунков по прочитанным произведениям;

Подбор мультипликационных фильмов и сказок;

Привить отношение детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов ;

Взаимное сотрудничество родителей и детского сада в реализации проекта ;

Более бережное отношение детей к живому миру природы.

Способность детей договариваться , оказывать друг другу поддержку.

Развитие речи, обогащение словаря детей ;

Создание традиции семейного чтения в семьях воспитанников.

этапы реализации

проекта Проект долгосрочный (9 месяцев, сентябрь – май) .

1 этап – подготовительный (1 месяц)

Постановка целей и задач, проведение родительского собрания (обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми,

анкетирование родителей, создание условий, необходимых для реализации проекта .

2 этап – основной (7 месяцев)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта .

3 этап – итоговый (1месяц)

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта .

Актуальность проекта

Проблема приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе , является одной из актуальных проблем дошкольного образования , так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Обращение к проблеме приобщения детей среднего возраста к художественной литературе обусловлено рядом причин : во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе , в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка .

Задача детского сада, как отмечала Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию , которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж , литературную начитанность , так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица) . В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, Х. К. Андерсена и др.

Н. С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка . В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Знакомство детей с произведениями русских и зарубежных писателей, поэтов, а также и с народным фольклором помогает приобщить детей к миру книг , ведь воспитательная сила литературных произведений воистину невозможно переценить. Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественно литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности суждений, расширяет кругозор.

Краткое описание проекта по этапам

Подготовительный этап

Формирование проблемы, постановка цели и задач; выбор методов и приемов работы; выбор материалов и оборудования; беседы с родителями об их непосредственном участии в реализации проекта ; разработка тематического планирования.

Основной этап (внедрение проекта )

Проведение непосредственно образовательной деятельности в области художественное творчество , познание ; чтение художественной литературы , проведение целевых прогулок, бесед, разгадывание загадок, проведение сюжетно-ролевых игр, игр-инсценировок, выставок и т. д.

Итоговый

Анализ результатов, защита проекта на педагогическом совете.

Тематическое планирование

1 этап – подготовительный (сентябрь)

Мероприятие Цели

Анкетирование

родителей Выявить, читают ли родители детям книги и что предпочитают слушать дети.

Родительское

собрание Обсудить цели и задачи проекта . Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта .

Акция «Подари книгу детскому саду » Пополнить библиотеку группы книгами , формировать у родителей и детей желание принимать участие мероприятиях группы.

Создание книжного уголка Развивать интерес к чтению художественной литературы .

Оформление родительского уголка Просвещение родителей.

2 этап – основной (внедрение проекта )

№ Мероприятие Цели

1 Беседа «Откуда пришла книга

Рассказать детям, как изготавливают книги , какой это долгий и трудоемкий труд; воспитывать бережное отношение к книгам .

2 Сюжетно-ролевая игра «Мастерская по ремонту книг » Продолжать воспитывать бережное отношение к книгам ; учить распределять роли, вести игру последовательно; починить порванные книги .

3 Игра-драматизация «Теремок»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных

4 Конкурс лучших чтецов «Золотая осень»

Учить рассказывать стихотворение выразительно, предавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

1 Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки, работая в мини-группах

2 Чтение произведений В. В. Бианки : «Голубой зверек» , «Снежная книга » , «Курица за белкой» , Готовимся к зиме», «Лесные домишки» Познакомить детей с творчеством В . В. Бианки. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного.

3 Аппликация по произведению В. В. Бианки Закрепить произведение В. В. Бианки в аппликации. Умение создавать у детей образ животных разными видами искусства.

4 Конструирование из природного и бросового материала по произведению В. В. Бианки «Лесные домишки» Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для разных обитателей леса.

1 Сюжетно-ролевая

игра «Библиотека» Поддерживать интерес к книге в сюжетно-ролевой игре

2 Конкурс «Нарисуй любимую сказку» Привлекать родителей к сотрудничеству с детским садом; развивать интерес к русским народным сказкам.

3 Лепка из соленого текста по мотивам стихотворения «Снежный кролик» О. Высотской Познакомить детей с новым произведением; учить выражать свое впечатление от .

4 Заучивание стихотворений про Новый год Создать предпраздничное настроение; продолжать учить рассказывать стихотворение выразительно, передавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

1 Постановка спектакля «Заяц-хваста» Продолжать развивать интерес к русским народным сказкам, учить передавать характерные особенности животных; активизировать речь.

2 Чтение рассказов Н. Носова «Телефон» , «Огурцы» , «Мишкина каша» Познакомить детей с творчеством Н . Носова; развивать чувство юмора; учить находить мораль в прочитанном произведении.

3 Просмотр мультфильма «Незнайка в Солнечном городе» Продолжать знакомить детей с творчеством Н . Носова, развивать чувство юмора.

4 Чтение отрывков «Незнайка в солнечном городе» , рисование по мотивам произведения. Продолжать учить выражать свое впечатление от литературного произведения в художественном творчестве .

1 «Малые фольклорные формы» Познакомить детей с малыми фольклорными формами : пословицами, поговорками, скороговорками, загадками.

2 Словесная игра «Непослушный язычок» Учить выговаривать скороговорки, развивать ЗКР.

3 Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег?» Формировать эстетическое восприятие художественных текстов .

4 Заучивание стихотворений, посвященных Дню защитника Отчества. Продолжать прививать интерес к поэзии; учить читать стихи выразительно, с определенным темпом, меняя интонацию.

1 Чтение стихотворений и рассказов о весне Учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов .

2 Заучивание стихотворений, посвященных Международному женскому дню. Продолжать учить интонационно передавать настроение стихотворения, воспитывать бережное отношение к близким.

3 Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки, учить оценивать поступки главных героев.

4 Коллективная работа «Волшебная книга » Закрепить прочитанные произведения; учить передавать в рисунке характер героев, отношение к ним.

1 Чтение басен И. А. Крылова Познакомить детей с басней ; учить эмоционально воспринимать содержание басни; учить понимать ее нравственный смысл.

2 Рисование по мотивам басен И. А. Крылова Продолжать учить понимать мораль басен; учить отражать в рисунке отношение к героям, впечатления от прочитанного.

3 Игра- драматизация по сказке С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Развивать интерес к литературным произведениям ; продолжать учить разговаривать разным тембром, интонацией, темпом; учить использовать мимику и пантомимику в инсценировках; развивать речь.

4 Заучивание стихотворения «Где спит рыбка?» И. Токмаковой Учить передавать спокойное настроение стихотворения; развивать интерес к поэзии.

3 этап – заключительный (май)

№ Мероприятие Цели

Литературная викторина Закрепить , систематизировать знания детей о литературных произведениях .

Выставка «Наши любимые книги » Побуждать родителей участвовать в жизни детского сада; приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений .

Родительское собрание Подведение итогов с родителями, оценка результатов.

Анализ результатов проекта Обработка и оформление материалов проекта , анализ результативности

Выступление на педагогическом совете Передача опыта коллегам

Список литературы

1. Савенков А. И., Проведение учебных исследований в детском саду. / Савенков А. И / Самара : Издательство «Учебная литература » , 2005. – 32 с.

2. Голицина В. С., Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. / Голицина В. С. / М.: «Издательство Скрипторий» , 2012.

3. Бондаренко Т. М., Организация НОД в старшей группе детского сада Бондаренко Т. М. / Воронеж, 2012. – 192 с.

4. Веракса Н. Е., Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . / Веракса Н,Е., Веракса А. Н. / М : Мозаика-Синтез, 2008.-112с.

Художественная литература с самого раннего возраста формирует характер ребёнка. Она присутствует в его жизни как нравственно-эстетический ориентир: книги становятся его друзьями и советчиками, их герои - примером для подражания, а язык автора открывает двери в мир воображения, где царит красота гармонии. Так у ребёнка закладывается система ценностей, развивается самосознание и культура речи, формируется художественный вкус. Дети крайне восприимчивы и отзывчивы ко всему прекрасному, поэтому нужно стремиться как можно шире использовать художественную литературу в процессе воспитания. Для того чтобы занятия по литературе были максимально эффективными, нужно учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и ориентироваться в прогрессивных тенденциях современной педагогики.

Цели занятий по художественной литературе в детском саду

Можно сформулировать следующие общие цели проведения занятий по художественной литературе в детском саду:

  1. Сформировать эстетическое отношение к окружающей действительности, через воспитание художественного вкуса как способности воспринимать на слух различные средства выразительности языка, которыми пользуется автор (общая тональность произведения, красота метафор, ритм и мелодичность речи, образность и поэтика языка).
  2. Дать представление об основных жанровых и стилистических особенностях литературного произведения (структура и композиция, ритмика, различные речевые обороты), без чего невозможно целостное восприятие прочитанного и понимание его содержания.
  3. Привить любовь к книгам, как базу для формирования привычки к чтению и способности самостоятельно ориентироваться в мире литературы в дальнейшем.

Настоящую увлечённость литературой можно развить в ребёнке только с учётом его природных склонностей и интересов

Восприятие художественного произведения всегда индивидуально. И эту индивидуальность необходимо всячески культивировать, так как настоящую увлечённость литературой можно развить в ребёнке только с учётом его природных склонностей и интересов.

Дети откликаются на художественное произведение всем сердцем. Они способны верить в реальность литературного персонажа, могут поставить себя на его место, радоваться и огорчаться вместе с ним. Это учит их сочувствию и милосердию, прощению и снисходительности. Такая эмоциональная вовлечённость помогает им лучше понимать текст - сначала на невербальном уровне, а потом, в более старшем возрасте, на уровне смысловых оттенков.

Нельзя представить себе занятие литературой без анализа прочитанного произведения. Со временем форма аналитической беседы меняется, отражая возрастные особенности ребёнка. Однако, оценивая поступок героя, воспитатель всегда использует эстетические категории, воспитывая в ребёнке понимание того, что нравственно - это не просто правильно и хорошо, но ещё и красиво.

Младшая группа

В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия по художественной литературе неразрывно связаны с развитием речи.

Сначала ведётся работа с визуальными образами, когда при знакомстве с произведением (сказкой, песенкой, потешкой) воспитатель тем или иным образом использует принцип наглядности. Он сопровождает речь движениями и действиями, побуждая ребёнка реагировать и повторять за ним, читает книги с иллюстрациями, привлекает игрушки.

При знакомстве с произведением воспитатель сопровождает речь движениями и действиями, побуждая ребёнка реагировать и повторять за ним

На этом этапе детей приучают воспринимать короткие произведения на слух, узнавать их, связывая со знакомыми образами, и воспроизводить. Повторяя одно и то же произведение много раз, воспитатель постепенно подводит ребёнка к пересказу с опорой на иллюстрации.

Приём поправления нужно использовать с осторожностью, не заостряя внимания на ошибках ребёнка и не оказывая на него давления - скорее подсказывая и объясняя, чем исправляя неточность. Дети могут эмоционально реагировать на произведение, даже не понимая тонкостей сюжета и не разбираясь в мотивах поступков героев.

Картинки можно использовать как опору при подготовке к пересказу: задавать по ним вопросы, просить найти нужную иллюстрацию, усложнять описание по ходу действия

Самой важной задачей для этой возрастной группы является формирование навыка слушания. Через слушание и эмоциональный отклик ребёнок получает доступ к более сложным оттенкам чувств и эмоций, он начинает глубже понимать смысл произведения, у него развивается чувство языка и коммуникативные навыки, внимание и музыкальный слух. Именно так дети усваивают речь, это основная закономерность.

Одновременно, в соответствии с общими целями ознакомления с художественной литературой, у них закладываются базовые представления о способах выразительности: образности и поэтике языка, певучести интонаций народной речи и ритмичности стихотворений. Они начинают интуитивно распознавать жанры (сказку, прозу, стихотворение), лучше разбираться в построении сюжета, глубже понимать смысл. А главное, у них просыпается интерес к книгам и художественное чутье, которые впоследствии превратятся в любовь и уважение.

Перед воспитателем стоит задача поддержать этот интерес, увлечь ребёнка книгой и научить его следить за сюжетом.

Видео: занятие по художественной литературе в младшей группе

Средняя группа

При условии непрерывности воспитательно-образовательного процесса, ребёнок легко осваивает способы взаимодействия с художественным текстом, которые актуальны для его возраста.

Так, с детьми средней группы уже можно проводить более подробный анализ произведения, обсуждать жанровые и стилистические особенности, обращать их внимание на отдельные средства выразительности (эпитеты, метафоры и сравнения), сравнивать характеры персонажей и оценивать их взаимоотношения. Воспитателю следует воздерживаться от искажения слов, обозначающих жанр произведения, используя полные формы без уменьшительных суффиксов (сказку - не сказочку, стихотворение - не стишок).

Видео: занятие по чтению с элементами исследовательской деятельности (средняя группа)

Старшая группа

В этом возрасте ребёнок начинает осознанно интересоваться книгами. Ему нравятся определённые произведения, он прослеживает сложные повороты сюжета и способен оценить отдельные средства выразительности, присущие конкретной книге или автору. У него уже есть некоторый багаж знаний и опыта, который позволяет ему сопереживать героям на более глубоком уровне, с пониманием мотивов их поведения. У детей старшей группы можно развивать отношение к книге, как к произведению искусства, поддерживать в них уважение и любовь к авторам, формировать представление о многослойности и неоднозначности художественного образа (в противовес преувеличенно хорошим или плохим героям сказок).

У детей старшей группы уже появляются любимые книги и произведения

Перед воспитателем стоит задача отточить инструменты анализа, углубить знания ребёнка о разновидностях жанров. Для этого можно проводить тематические беседы по прочитанным произведениям, обсуждать книги любимых авторов, зачитывать фрагменты текста с последующим разбором их особенностей.

Важно не переусердствовать с аналитической составляющей в ущерб воображению и фантазии. Для равновесия необходимо учитывать потребность ребёнка в высвобождении творческой энергии. Можно изучать основы стихосложения или писать рассказы, устраивать литературные конкурсы и «фестивали книги». Играть в словесные игры, наконец. Главное, поддерживать интерес и систематически отслеживать состояние ребёнка.

Видео: фрагмент занятия по чтению художественной литературы в старшей группе

Видео: инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» (старшая группа)

Виды занятий

В соответствии с принципом всеобщности и постоянства эстетического воспитания, литература должна проникать во все сферы жизнедеятельности ребёнка в любом возрасте. Виды деятельности детей бывают следующие:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • художественная;
  • двигательная.

Это означает, что могут быть самые различные виды занятий по литературе: игровое занятие с элементами декламации, на котором воспитатель, например, читает стихи наизусть, а дети его слушают и реагируют в соответствии с игровой ситуацией, занятие-беседа (предварительная или аналитическая), занятие по инсценировке художественного произведения, занятие-экскурсия или даже занятие-прогулка. Ребёнку дошкольного возраста сложно долго сохранять концентрацию внимания на чем-то одном, поэтому нужно чередовать активные виды деятельности со спокойными.

Занятия по чтению необходимо чередовать с активной деятельностью

Формы и методы работы с книгой в детском саду

Методы работы с книгой делят на первичные и вторичные. Методы вторичного ознакомления углубляют понимание ребёнком текста, прослушанного ранее с использованием первичных методов. Они дают ему возможность лучше оценить выразительные средства языка - меткость эпитетов в прозе, мелодику и ритм стихотворений, образность и напевность речи в народных сказках. Детям нравится слушать полюбившиеся им произведения снова и снова, каждый раз сопереживая героям и эмоционально проживая все перипетии сюжета.

Любимый рассказ или сказку дети готовы слушать много раз

Методы первичного ознакомления

К основным методам первичного ознакомления с книгой относят:

  1. Чтение.
  2. Рассказывание.

Чтение подразумевает дословное воспроизведение текста вслух (по книге или наизусть). Разновидностью этого метода можно считать прослушивание аудиозаписи (пластинки), когда воспитатель не выступает в роли чтеца или рассказчика.

Рассказывание отличается от чтения свободной передачей сюжетной линии произведения, что допускает достаточную степень вариативности в отношении языка оригинального текста. Рассказчик может при этом менять порядок слов в предложениях, использовать синонимы или даже свободно интерпретировать какие-то повороты сюжета. В данном случае все зависит от таланта рассказчика и его умения заинтересовать детей произведением.

Формы проведения занятий

Эти методики могут использоваться при проведении занятий в форме:

  • чтения или рассказывания одного произведения;
  • чтения или рассказывания нескольких произведений, объединённых одним художественным образом (рассказы о воробье, сказки о петушке);
  • чтения или рассказывание нескольких произведений, объединённых одной темой (любимые игрушки, лес зимой).

Принцип комплексного воздействия

Возможны формы проведения занятий по литературе, когда используется принцип комплексного воздействия и взаимодействия различных видов искусства. Вовлечение всех органов чувств в процесс восприятия художественного произведения усиливает впечатление и вызывает более глубокий эмоциональный отклик. Там, где это возможно, следует стремиться объединять произведения, принадлежащие к разным видам искусства.

Прекрасным дополнением к чтению может быть теневой и другие виды театра

К таким формам проведения занятия могут относиться:

  • чтение или рассказывание с использованием наглядного материала или визуального сопровождения (рассматривание картин, показ слайдов с репродукциями или диафильмов с иллюстрациями к произведению);
  • чтение или художественная декламация, сопровождающаяся исполнением музыкального произведения;
  • чтение или художественная декламация с использованием визуального сопровождения в сочетании с музыкой;
  • чтение, рассказывание или художественная декламация с визуальным сопровождением в виде театрализованного представления (теневой театр, театр кукол).

Все эти формы проведения урока формируют у ребёнка целостное художественное впечатление, развивают вкус и стимулируют интерес к литературе.

Методы вторичного ознакомления

К методам вторичного ознакомления с книгой относят:

  1. Аналитическую беседу.
  2. Повторное чтение.
  3. Пересказ произведения.
  4. Заучивание наизусть.
  5. Художественную декламацию.
  6. Инсценирование.

Аналитическая беседа служит для того, чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми прочитанного произведения. В ходе беседы можно уделить внимание особенностям жанра произведения, его композиции и средствам выразительности. Дать оценку характерам героев, их поступкам и взаимоотношениям.

Очень важно сделать паузу после того, как произведение будет прочитано, чтобы дать ребёнку время прийти в себя, осмыслить услышанное. Будет ошибкой переходить к разбору произведения, когда ребёнок все ещё находится под впечатлением от прослушанного. По мнению Е. А. Флериной, элементы анализа лучше использовать при повторном чтении, так как переживания ребёнка гораздо важнее.

Воспитательная беседа, которую вы инициируете, может разрушить очарование текста и испортить впечатление. Иногда, достаточно просто спросить у ребёнка, понравилась ли ему сказка или рассказ. И поддержать его одной фразой, эмоционально связанной с содержанием прочитанного. К сожалению, общепринятой практикой является проведение аналитической беседы без учёта эмоционального воздействия текста на ребёнка.

После чтения необходимо дать ребёнку время на осмысление услышанного

Повторное чтение, как и аналитическую беседу, лучше использовать с каким-то временным интервалом, так как ребёнку необходимо усвоить полученную информацию и осмыслить тот опыт, который он получил. Если произведение большого объёма, можно читать небольшие отрывки, значимые по смыслу, а потом уже, через несколько недель - перечитать его целиком. Однако, небольшие по объёму произведения (стихи, басни, короткие рассказы) можно повторять сразу после прочтения.

Произведения, которые дети уже знают, можно пересказывать, заучивать наизусть и использовать в играх, инсценировках.

Картотека книг в детском саду

Список литературы следует постоянно пересматривать, пополняя его новыми книгами, чтобы в нём присутствовали произведения разных жанров и авторов: от поэм и басен до рассказов и повестей. Воспитателю нужно быть в курсе литературных новинок, знать хорошие издательства, которые специализируются на детской литературе, использовать творческий подход и читательскую интуицию.

Воспитатель дожен быть в курсе и литературных новинок, и классических произведений

Психологические особенности восприятия литературного произведения детьми дошкольного возраста

Дошкольникам присуща конкретность и образность мышления, поэтому в литературных произведениях должны присутствовать конкретные чувственные образы, психологически близкие детям. В этом возрасте они очень эмоциональны и импульсивны, у них динамичная природа. Соответственно, нужно выбирать произведения с ясной структурой и эмоциональным подтекстом: борьбой противоположностей, которые олицетворяют герои, быстрой сменой событий и драматическими поворотами сюжета.

Дети легко вживаются в условности и сопереживают героям, что обусловлено их психологическими особенностями. Они очень хорошо воспринимают такой стилистический приём, как преувеличение - намеренное подчёркивание тех или иных черт характера персонажа, с целью усиления выразительности. Чем меньше ребёнок, тем больше его потребность в этом отклонении от «равнодушной истины», поэтому самые маленькие больше всего любят сказки, а более взрослые - приключенческую литературу.

Принципы организации картотеки

При составлении картотеки список книг разбивается на разделы по содержанию. Например, картотека художественной литературы может содержать такие разделы, как «Эстетическое воспитание» или «Развитие речи». Далее, указывается автор произведения, название и предполагаемая цель проведения занятия, которая всегда связана с общими задачами изучения литературы. Это может быть «Воспитание чувства прекрасного» для раздела «Эстетическое воспитание». Или «Воспитание культурно-гигиенических навыков» для раздела «Самообслуживание, труд». Структура картотеки должна быть понятной и логичной, чтобы ей легко было пользоваться.

Разработка проекта по художественной литературе

Проекты по художественной литературе для дошкольников могут относиться к творческому, педагогическому, познавательному или познавательно-художественному типу. Они бывают как краткосрочными, так и долгосрочными. В зависимости от количества участников, их подразделяют на групповые и индивидуальные.

Соответственно, проекты могут затрагивать самые разные темы, при условии, что цели работы имеют отношение к общим целям проведения занятий по литературе, а автор способен обосновать выбор своего предмета и доказать актуальность исследования.

Какую тему выбрать

Проект по приобщению ребёнка-дошкольника к литературе может использовать, например, такую форму работы с детьми, как оформление выставочных стендов с детскими рисунками-иллюстрациями к прочитанным произведениям А. Н. Толстого или С. Я. Маршака. При этом можно проводить занятия-беседы по биографиям этих писателей - знакомить детей с их творчеством и интересными фактами из их жизни. Название проекта может звучать как «Мои любимые сказки С.Я. Маршака» или «Любимые персонажи из сказок А. Н. Толстого».

Чтобы научить ребёнка с уважением и бережностью относиться к книге, можно организовывать тематические экскурсии в музеи и типографии, выпускать стенгазету, смотреть познавательные видеофильмы воспитательного характера, проводить занятия по истории книги и оборудовать специальный уголок «Книжной скорой помощи» в группах.

Можно также праздновать день рождения любимого произведения. Для этого вместе с детьми делается календарь-самоделка «Книжкины именины» с указанием книг, которые скоро будут отмечать свой юбилей.

Результатом проекта может стать выставка «Книжкины именины»

Алгоритм разработки проекта

При разработке проекта по художественной литературе для ДОУ принята следующая последовательность действий:

  1. Оценивается актуальность работы (проводится аналитико-прогностическое обоснование проекта, определение причин, которые привели к существующему положению вещей).
  2. Формулируются цели и задачи проекта.
  3. Определяются этапы его реализации (со сроками и задачами по каждому этапу).
    • проводится обсуждение и выбирается тема проекта совместно с детьми (этап проблематизации);
    • составляется план деятельности воспитателя и детей, происходит выбор ребёнком художественного произведения для дальнейшей работы (этап разработки проекта);
    • происходит переход к практической части, включающей различные виды деятельности детей и формы работы (этап выполнения проекта).
  4. Подводятся итоги проведённой работы.
    Оценивается ресурсная база проекта (кадровые, материально-технические, программно-методические, информационные ресурсы).
  5. Составляется перечень использованных художественных произведений с приложением сценария разработанного мероприятия.

Тематическое планирование художественной литературы в детском саду

Прежде чем приступать к какой-либо деятельности, всегда лучше сначала определиться с планом действий. План должен помогать в достижении поставленной цели, выполнять функцию контроля и мотивировать исполнителя, повышая эффективность педагогического процесса. От того, насколько качественно он составлен, будет зависеть результат.

Какими принципами следует руководствоваться

При разработке плана занятий по художественной литературе в детском саду нужно помнить о тематическом принципе, который подразумевает существование общей тематики, объединяющей всю деятельность детей. Например, это может выражаться в том, что воспитатель будет отбирать произведения для занятий, посвящённые текущему времени года (рассказы и сказки о лете) или какой-то праздничной дате (стихотворения к Новому году).

Включение в план различных видов занятий обусловлено принципом взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития. Так, игровые занятия, занятия-прогулки или занятия-экскурсии позволяют реализовать обучающие задачи не только в образовательной, но и в других видах деятельности.

К изучению любого материала надо подходить системно: занятия должны отличаться регулярностью и последовательностью, носить циклический характер. Поэтому, скажем, одну игру имеет смысл планировать несколько раз, постепенно усложняя задачи (от знакомства с правилами, до изменения формы взаимодействия участников). При этом нужно обязательно чередовать активные виды деятельности со спокойными, брать в расчёт местные климатические условия (включая времена года и погоду), индивидуальные особенности развития каждого ребёнка (темперамент, личные качества, склонности и увлечения) - и варьировать формы работы от индивидуальной до групповой, с заданиями (играми) разного уровня и степени сложности.

Любая деятельность на занятиях должна опираться на инициативу ребёнка и его активное участие в воспитательно-образовательном процессе. Этот принцип планирования сейчас выходит на первое место.

Активность детей показывает. что они заинтересованы деятельностью

Виды планирования

План, форма которого приближена к традиционной, может выглядеть следующим образом:

Таблица: планирование по ознакомлению с художественной литературой в детском саду (фрагмент)

Тема занятия Программное содержание
1 Чтение русской народной сказки «Колобок», обр. А. Н. Толстого. Дать базовые представления о жанре сказки, объяснить в чём заключается её отличие от рассказа и стихотворения. Обратить внимание на стилистические особенности, присущие произведениям устного народного творчества.
2 Чтение русской народной сказки «Лиса и волк», обр. А. Н. Толстого. Развить представления о жанре сказки, обратить внимание на такие средства выразительности, как образность и напевность речи. Сравнить характеры персонажей двух сказок А. Н. Толстого, дать оценку их поступкам и взаимоотношениям между героями в каждой сказке.

Такой тематический план логичен и последователен в освоении образовательных задач, его характеризует простота и ясность. Что имеет свои преимущества. Однако этот вид планирования создаёт противоречивую ситуацию, когда предсказуемо расписанная последовательность действий мешает ребёнку проявлять инициативу и действовать спонтанно, принимая решения по ходу работы.

Получается, что план не учитывает индивидуальные особенности и потребности ребёнка, не предусматривает его участия в процессе, нарушая один из важнейших принципов планирования.

Ребёнок как активный участник воспитательно-образовательного процесса

В соответствии с требованиями, заявленными в ФГОС ДО, воспитатель должен стремиться создать на занятиях такие условия, чтобы у ребёнка был стимул принимать собственные решения, а не ждать готового ответа. Происходит пересмотр представлений о том, что такое воспитание и обучение. На смену старому способу взаимодействия приходит новый, более прогрессивный, который даёт возможность ребёнку думать и искать выход из ситуации.

Одной из главных задач детского сада является формирование у ребёнка потребности в чтении

В свете всего вышеизложенного, имеет смысл использовать как перспективное, так и календарное тематическое планирование. Перспективное планирование при этом сводится к списку рекомендованной литературы. В плане следует указать образовательные задачи на год, оставив методы и приёмы на усмотрение воспитателя, который оценит ситуацию на занятии и учтёт пожелания детей. Дети могут дополнить и изменить список литературы, принести свои любимые книги, чтобы прочитать их вместе со всеми, или высказать пожелания в отношении предполагаемой формы занятия.

Организация учебного процесса без каких-либо временных рамок и ограничений стимулирует у детей самостоятельность и учит их проявлять инициативу.

Роль технологии сбора в планировании

Календарное планирование при таком подходе использует технологию группового сбора, заключающуюся в том, что воспитатель планирует все занятия вместе с детьми. Такое планирование отличается от традиционного последовательностью действий. Сначала дети определяются с выбором темы недели или проекта. После этого воспитатель обсуждает с ними форму и методы работы, проводит занятие, и только потом полностью заполняет план.

Такой вид планирования может применяться лишь в старшей и подготовительной группах с опорой на инициативу наиболее развитых и активных дошкольников.

План может составляться на период от 1 до 3 недель, что зависит от сложности проекта, уровня знаний и возраста детей. При необходимости он корректируется в ходе работы с учётом пожеланий детей, заявленных в перспективном плане задач, методических принципов и реалий образовательного процесса. Таким образом, календарный план - это уже скорее средство для анализа проведённой работы и форма самоконтроля, чем инструкция, которой нужно придерживаться в обязательном порядке.

Правильно организованный воспитательно-образовательный процесс учитывает потребности ребёнка и активно вовлекает его в дискуссию по отбору учебного материала. При этом усиливается эмоциональный отклик от прочитанного произведения, которое ребёнок выбрал сам, воспитывается ответственность, способность принимать решения, возникает естественное уважение к мнению другого человека. Такой подход к занятиям литературой в детском саду развивает у детей чувство собственного достоинства и формирует активную жизненную позицию. Он может оказать неоценимую помощь воспитателю, который по-настоящему стремится привить ребёнку любовь к литературе, так как делает возможной попытку диалога между двумя традиционно противоборствующими сторонами: ребёнком и взрослым, учителем и учеником.