Вербное воскресенье как объяснить ребенку. История праздника вербное воскресенье. Православное Вербное Воскресенье - традиции

Здравствуйте, дорогие посетители Клуба заботливых мамочек «Елисейка»!

В воскресенье вербное
Верба расцвела
От луча весеннего,
Первого тепла.
Прокатился с грохотом
Ледоход речной,
Отозвался колоколом
Праздник над землёй.
И слезами капает
Парафин свечей,
От огня священного
Солнце горячей.
Бледными листочками
Верба прорастёт,
Лопнувшею почкою
Сердце оживёт!

(Т.Ларина)

Завтра для православных христиан день особенный - Вход Господень в Иерусалим или, как более привычно для большинства - Вербное Воскресение. Многие из нас, взяв букетики веточек с пушистыми белыми шариками, всей семьей отправятся с утра в Церковь: постоять на Службе, освятить букетики вербы, чтобы она весь год потом озаряла наше жилище небесной святостью. В этот день церковные песнопения особенно радостные, ведь это единственный день в истории жития Иисуса на земле, когда он был признан Царем. Но мы-то с вами эту земную историю Иисуса слышали не раз, а знают ли ее ваши дети?

Цветоносное воскресенье.
В церкви – тихое пенье.
Почки веточек вербы
Словно мягкие цветы.
Муки были добровольны.
Иисус решился вольно
Посетить опасный град.
Жизнь за нас отдать был рад.

Рассказать нужно, конечно, заранее, чтобы в Церкви они не задавали вопросы, а наблюдали за происходящим и принимали осознанное участие в праздновании.

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра стану первая
Для Святого дня.
(А.Блок)

Детям о вербном воскресении

Иисусу, Сыну Божьему, было открыто будущее, он знал, что с ним произойдет. Знал, что ждет Его мучительная смерть, знал, что будет предан и распят на кресте.

*Распятие на кресте - это смертная казнь, которую использовали в некоторых древних странах (Палестине, Греции, Вавилоне, Карфагене, Древнем Риме) особо опасных преступников (изменников, бунтовщиков, беглых рабов, разбойников). Иисус Христос, конечно же, не был преступником, но почему его тоже распяли, я расскажу тебе в следующей истории (Родители, не забудьте подписаться на обновление блога).

Но Иисус также знал, что ему надлежало через все это пройти, чтобы спасти человечество. Для этой цели Он и был послан на землю Богом. Он должен был придти в Иерусалим к празднику Пасхи - так гласило пророчество. За неделю до своих мученических страданий велел Иисус своим ученикам привести к нему молодого ослика.

* Коней в Палестине было мало, и использовали их только для военных целей, а путешествовать простым людям приходилось на ослах.

На ослах или лошадях, по древнееврейскому обычаю, в Иерусалим въезжали победители и цари. Их должны были встречать люди с торжественными криками и пальмовыми ветками в руках. И Христос именно так должен был въехать в ворота Иерусалима, но не как земной победитель или царь, а как Победитель греха и смерти.

Но народ, который вчера видел, как Иисус Христос сотворил чудо, воскресив умершего друга Лазаря, а также накормивший 5 тысяч человек, сегодня был готов признать Чудотворца своим земным царем. Народ ждал Иисуса, люди вышли Ему навстречу, стелили, по обычаю, на пути ветви пальмы и свои одежды. Они радостно кричали: «Осанна! Осанна!», что у нас означает: «Ура! Да здравствует!» Все думали, что пришло их земное спасение, так как устали от жестокого владычества римлян. Но только Иисус знал, что несет им гораздо больше - не земное царство, а Царство небесное.

Когда вошел Иисус Христос в храм Божий, первым делом он выгнал оттуда торговцев, опрокинул столы меновцев. Он был возмущен тем, что Дом Божий был превращен в дом торговли. Люди в восхищении слушали все то, что говорил им Господь. Но это был единственный день, когда Иисус был всенародно признан.

Во всем ликующем Иерусалиме Он один знал, что уже завтра начнется неделя Его страданий. Что эта же самая толпа вместо, - Слава Сыну Давидову! - Уже через неделю будет кричать, - Возьми, распни Его! Но это уже следующая история.

Вербное воскресенье

Мерно пост к концу стремится,
И перед Страстной седмицей
В воскресенье в храм идём,
Вербочки в руках несём.

Вербы в храме освятим,
Дома у икон поставим.
Ныне Вход Господень славим
В город Иерусалим.

Шёл Господь в священный град,
Шёл навстречу муки крестной.
Знал, что будет Он распят,
Знал, что в третий день воскреснет.

(С.Высоцкая)

Детям о вербном воскресении : почему именно верба?

Нет в России пальм зелёных,
Лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой
Верба веткой молодой.
Верба ветки дарит нам –
Отнесём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон.

(Т. Шорыгина)

В России не растут пальмы, поэтому мы не можем нести в Церковь в этот день пальмовые ветви. Но почему же именно верба стала в нашей стране символом праздника Входа Господня в Иерусалим?

Объясняется все довольно просто. В России за неделю перед Пасхой обычно еще холодно. Деревья только готовятся отойти ото сна, до зеленых листиков еще очень далеко. И лишь верба выпустила из своих почек на веточках бело-серые пушистые живые шарики.

Мы несем свежие веточки в Церковь, где их освящает священник, потом уносим их домой, и храним весь год, до следующего вербного воскресения.

Закончив рассказ , скажите: «Когда ты будешь стоять с веточками вербы в Церкви, думай о Христе, о том, что ему пришлось ради тебя вынести. Представляй, что ты встречаешь Его и радуешься Ему».

«…Приходит вечер. Давно уже мальчик осаждал мать неотступными просьбами взять его в церковь, где, по ее же словам, всем так хорошо и весело, где все стоят с вербами и свечами, откуда все возвращаются, встретив Христа, с улыбкою и песнью. Что-то неведомое и таинственное представляется в храме юному воображению: как там должно быть хорошо и светло, как должно быть весело стоять вместе со всеми, держа в руке горящую свечку на длинной ветке. И вот, наконец, мать, после нескольких годов упорного отказа, решается взять с собою в церковь дитя свое. Боже мой - какая радость! «Мама, когда же зажгут свечки?» - спрашивает ребенок, и ждет не дождется желанной минуты. Вот, наконец, пришла она! Мать сама зажгла ему свечку, налепила на вербу и дала ему в руки, и стоит он первое время в каком-то смущении, но в то же время гордый тем, что и он, так же как и все большие, стоит со свечой, и сердце прыгает от волнения. «Молись, - шепчет ему мать, - Христос идет». Таинственный трепет ожидания впервые нападает на душу, и точно кажется ребенку, что здесь Христос, о Котором так много говорила ему мать еще нынешним утром, и он видит перед собою картину из большой своей книги, как шествует Христос, сидя на осляти, посреди народа, столпившегося на улице, облепившего заборы и кровли, как стелют Ему по дороге ковры и одежды, как матери подносят Ему детей, и дети кричат Ему: «Осанна!» И долго после того чудится ребенку торжественная картина, когда на другой день играет он принесенною из церкви вербою и лепит фигуры из своей свечки. И на другой год, едва подходит весна, он уже нетерпеливо спрашивает у матери: скоро ли вербы? скоро ли вербы? скоро ли вербы? скоро ли пойдем и зажжем опять свечки?

…Счастлив тот, на ком хоть отблеск этого детского чувства отражается поздней порою жизни в церковном празднике Вербного Воскресенья…» (Победоносцев К. П)
5 Апреля, 1859
Журнал «Купель» № 2, 2000

Если вы сомневаетесь, нужна ли детям вера, почитайте мою статью: . Быть может, вам помогут мнения психологов, рассуждающих на эту тему.

В прекрасный день, весной умытый,
Что сам Господь нам подарил,
Забудь печаль, забудь обиды –
Желаю, чтоб веселым был.
Пускай же в это воскресенье,
Что Вербным называем мы,
Уйдут тревоги и сомненья
На благо истинной весны!

Расскажите в комментариях, как вы проводите день вербного воскресения.

Подпишитесь на обновления, совсем скоро я покажу, какую вербочку сделали мои дети к этому дню, расскажу, как они ее делали и кому хотят подарить.

П риветствуем Вас, дорогие дети и родители, на православном сайте «Семья и Вера»!

П еред Вами следующая страничка из книги «Великий пост: чтение для детей на каждый день», посвященная Вербному Воскресению, которая включает в себя одноименный рассказ Ивана Шмелева «Вербное воскресенье» и краткое описание праздника Входа Господня в Иерусалим.

Вход Господень в Иерусалим

В Иерусалиме собралось много народу на праздник иудейской пасхи, и навстречу Иисусу вышла толпа: все размахивали пальмовыми ветвями, устилали ими дорогу и кричали: «Осанна! Благословен идущий во имя Господне!»

Люди думали, что Он пришёл восстановить сильное Израильское царство, и приветствовали Его, как великого земного царя-освободителя.

Мы стоим в этот день в храме с веточками вербы - тоже приветствуем Господа. Но не так, как встречали Иисуса у ворот Святого города, а с трепетом поклоняемся Спасителю, идущему на Крест. Как поётся в этот день, мы «все, взявши крест свой, глаголем: осанна в вышних!»

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Иван Шмелев
(Из книги «Лето Господне»)

В каретном сарае Гаврила готовит парадную пролётку - для «вербного катанья», к завтрему, на Красной Площади, где шумит уже вербный торг, который зовётся - «Верба». У самого Кремля, под древними стенами. Там, по всей площади, под Мининым-Пожарским, под храмом Василия Блаженного, под Святыми Воротами с часами, - называются «Спасские Ворота», и всегда в них снимают шапку - «гуляет верба», великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и - вербой.

Горкин говорит, что так повелось от старины, к Светлому Дню припасаться надо, того-сего…

Идём с Горкиным к Казанской - до звона, рано: с вербой распорядиться надо. Загодя отвезли её, в церкви теперь красуется. Навстречу идут и едут с «Вербы», несут веночки на образа, воздушные красные шары, мальчишки свистят в свистульки, стучат «кузнецами», дудят в жестяные дудки, дерутся вербами, дураки. Идут и едут, и у всех вербы, с листиками брусники, зиму проспавшей в зелени под снегом. В церкви, у левого крылоса, - наша верба, пушистая, но кажется почему-то ниже. Или её подстригли? Горкин говорит — так это наша церковь высокая. Но отчего же у лужи там… - небо совсем высокое? Я подхожу под вербу, и она делается опять высокой. Крестимся на неё. Раздавать не скоро, под конец всенощной, как стемнеет. Народу набирается всё больше. От свещного ящика, где стоим, вербы совсем не видно, только верхушки прутиков, как вихры. Тянется долго служба. За свещным ящиком отец, в сюртуке, с золотыми запонками в манжетах, ловко выкидывает свечки, постукивают они, как косточки. Много берут свечей. Приходят и со своими вербами, но своя как-то не такая, не настоящая. А наша настоящая, свячёная. Очень долго, за окнами день потух, вербу совсем не видно. Отец прихватывает меня пальцами за щёчку: «Спишь, капитан… сейчас, скоро». Сажает на стульчик позади. Горкин молится на коленках, рядом, слышно, как он шепчет: «Обчее воскресение… из мёртвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже…» Дремотно. И слышу вдруг, как из сна: «Общее воскресение… из мёртвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже… Тебе, победителю смерти, вопиём… осанна в вышних!» Проспал я?.. Впереди, там, где верба, загораются огоньки свечей. Там уже хлещутся, впереди… - выдёргивают вербу, машут… Там текут огоньки по церкви, и вот - все с вербами. Отец берёт меня на руки и несёт над народом, над вербами в огоньках, всё ближе - к чудесному нашему кусту. Куст уже растрепался, вербы мотаются, дьячок отмахивает мальчишек, стегает вербой по стриженым затылкам, шипит: «Не напирай, про всех хватит…» Отец Виктор выбирает нам вербы попушистей, мне даёт самую нарядную, всю в мохнатках. Прикладываемся к образу на аналое, где написан Христос на осляти, каменные дома и мальчики с вербами, только вербы с большими листьями, - «вайи»! - долго нельзя разглядывать. Тычутся отовсюду вербы, пахнет горьким вербным дымком… дремучим духом?.. - где-то горят вербёшки. Светятся ясные лица через вербы, всё огоньки, огоньки за прутьями, и в глазах огоньки мигают, светятся и на лбах, и на щеках, и в окнах, и в образах на ризах. По стенам и вверху, под сводом, ходят тёмные тени верб. Какая же сила вербы! Всё это наша верба, из стариковых санок, с нашего двора, от лужи, - как просветилась-то в огоньках!.. И вот - свячёная, в нашей церкви, со всеми поёт «Осанну». Конечно поёт она: всё ведь теперь живое, воскресшее, как Лазарь… - «Общее Воскресение»…

Сегодня, 1 апреля, христиане восточного обряда отмечают Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим. Дата праздника зависит от даты Пасхи. Это последний день перед Страстной неделей – периодом строжайшего поста.

Согласно священному писанию, в этот день Иисус Христос въехал в Инерусалим на молодом осле (символ скромности царя и его ненасильственной власти). Дорогу Иисусу устилали пальмовыми ветвями.

Но так как на славянской земле пальмы не растут, атрибутом праздника стали ветви вербы – которые также символизируют начало весны.

Вербное воскресенье символизирует начало страданий Иисуса, в результате которых человечество получило надежду на вечную жизнь.

Традиции

В субботу в церквях проходит ночная служба, на которую верующие приносят веточки вербы. В храме их окропляют святой водой. Те, кто не смог посетить церковь в субботу, может сделать это в воскресенье.

В этот день люди легонько хлещут друг друга ветками вербы, особенно детей, приговаривая: “Не я бью – верба бьет, через неделю Пасха”.

Также сегодня принято ходить на кладбища, чтобы убрать могилы своих родственников.

Освященным веткам вербы приписывалась магическая сила. Наши предки верили, что она убережет дом от молнии и пожара, а в случае непогоды бросали веточки против ветра – буря должна была утихнуть быстрее.

Чтобы дети не болели, им давали проглотить соцветие вербы.

По возвращению из церкви веточки вербы сажали в огороде. Верили, что когда верба прорастет – девушка выйдет замуж, а парень женится. Ветвями обсаживали колодцы – чтобы вода была пригожая.

Клали вербу также покойникам в гроб, чтобы мертвец очистился и предстал перед Всевышним уже возрожденным.

Отвары из вербы люди пили от головной боли, толченые листья прикладывали к ранам.

После праздника веточки вербы хранили в течение целого года, а через 12 месяцев сжигали, чтобы уничтожить негативную энергию.

Фото из открытых источников

В Вербное воскресенье устраивали вербные базары, где продавали различные детские игрушки, книги и сладости.

В давние времена считалось, что если в Вербное воскресенье идет дождь – урожай будет богатым, если же будет солнечно – на полные амбары рассчитывать не стоит. Также наблюдали за ветром – именно таким, как в этот день, он преимущественно будет в течение всего года.

Посадишь в Вербное воскресенье комнатное растение – быстро разбогатеешь, а подумаешь о дорогом человеке – он обязательно придет в гости.

Что нельзя делать в Вербное воскресенье

После прихода из церкви семья обычно собирается за обеденным столом. Желательно подать к обеду каши, постную выпечку, гречневые блины. Разрешается также потребление рыбных блюд и немного красного вина.

В этот день слудет отказаться от ремонта, уборки в доме. Не разрешается шить, вышивать, вязать.

А еще в Вербное воскресенье очень важно не ссориться, избегать злых мыслей и поступков.

Сегодня православные и греко-католики отмечают один из великих церковных праздников – Вход Господень в Иерусалим – и знаменует собой начало Страстной недели. Президент Петр Порошенко поздравил христиан спраздником.

Если вы увидели на улице людей с веточками вербы в руках, значит, скоро наступит праздник, котрый называется Вербное воскресенье. История возникновения праздника необычайно интересна и окутана преданиями. В этой статье мы приоткроем завесу тайны и расскажем, откуда к нам пришёл этот день и связанные с ним традиции.

Шаги в прошлое

Итак, Вербное воскресенье... История праздника насчитывает две версии его зарождения. Одна из них - христианская. Она гласит, что именно в этот день Иисус Христос верхом на осле впервые въехал в город Иерусалим. Как всё начиналось?

В 30 году нашей эры дальние и ближние окрестности города Иерусалима взбудоражил слух о некоем страннике, творящем такие чудеса, как исцеление неизлечимо больных и даже воскрешение мёртвых!

Говорили, что ослепшие снова начинают видеть, а прокажённые заново обретают здоровую кожу. И самое обсуждаемое невероятное событие - это воскрешение некоего Лазаря, умершего четыре дня назад, но вышедшего из склепа живым и невредимым. Конечно же, все эти чудеса творил Иисус, прозванный в народе Спасителем и Мессией.

У Сына Божьего в кратчайшие сроки появляется огромное количество последователей и учеников, которые несут добрую молву о своём Учителе. Простой люд видит в Иисусе своё светлое будущее, а главное - свободу от поработителей-римлян.

Однако власть Иерусалима по понятным причинам не разделяла предвкушение счастья и радостных ожиданий - и немудрено. Появление Мессии пошатнуло бы, а то и напрочь уничтожило бы удобный для них порядок.

Верхом на ослике

И вот наступил тот день, которого так страшились правители Иерусалима - Иисус решил посетить столицу Иудеи. При этом Спаситель, который обычно передвигался пешком, вдруг попросил своих последователей привести ему из ближайшего поселения молодого осла, на которого не садился ни один человек. Когда просьба Иисуса была выполнена, на ослика постелили его одежды, заменив ими седло, и Спаситель направился к главным воротам Иерусалима.

По тем временам и традициям въезд на осле сквозь врата города говорил о мире и исключительно благих намерениях прибывшего, в том время как гость, приехавший на коне, символизировал Именно поэтому Сын Божий выбрал осла - таким образом он хотел показать, что пришёл с миром и без злого умысла.

Это был триумфальный въезд! Ликующие люди, не скрывая радости, устилали путь Спастеля листьями пальмы и своими одеждами, показывая таким образом свою безграничную любовь и высочайшее уважение к Сыну Божьему. За осликом, несущим на своей спине Мессию, бежали дети, девушки и женщины, размахивающие пальмовыми ветвями, символизируя высочайшие почести. Поэтому Вербное воскресенье (история праздника связана не только с религией, но и (косвенно) с географическим положением и климатом Израиля, из-за чего его ещё называют Пальмовым воскресеньем) означает Вход Господень в Иерусалим, ибо в своём Сыне в городе побывал сам Бог-Отец. Сам же праздник - это символ того, что израильский народ поверил в Иисуса и признал его Мессией, Спасителем, чьё призвание - сделать мир лучше, добрее и гармоничнее.

Увы, спустя всего четыре дня всё тот же ликовавший народ будет исступлённо требовать от жестоко распять того, кого сами же прозвали Мессией и Спасителем рода человеческого.

Пальмы и вербы

Скорее всего, у читателя возникнет вопрос: если путь Сына Божьего устилали пальмовыми листьями, почему же в России этот праздник называется Вербное воскресенье? История праздника говорит, что это связано с тем, что на Руси никогда не произрастали пальмовые деревья, в то время как палестинский климат непригоден для милой русским людям вербы. Поэтому Православная Церковь приняла решение сменить растение, символизирующее Вербное воскресенье. История праздника, православный вариант которого актуален в наши дни, предполагает вместо пальмовых листьев использовать веточки вербы из другого, языческого обряда, который существовал на Руси в дохристианские времена.

Языческий праздник

Как уже было упомянуто, история праздника Вербное воскресенье имеет две версии возникновения. Вторая из них уходит во времена язычества. А если точнее - берёт своё начало в древнем славянском празднике под названием Вербохлёст. Чем же связаны между собой Вербное Воскресенье, история

Дело в том, что Вербохлёст - это праздник оплодотворения. В язычестве близкие отношения между мужчиной и женщиной не считались грехом, а как раз наоборот - воспринимались как проявление Божественного акта, в результате которого появлялись дети. Из детей вырастали сильные воины, трудолюбивые пахари, будущие матери и лекари и учителя. Одним словом, чем больше было детей, тем больше у народа было шансов на благополучную жизнь.

Весёлый обычай

В празднике Вербохлёст существовал интересный обычай - юноши хлестали по ногам девушек веточками вербы, а те, в свою очередь, заливисто смеялись и нарочно визжали. Этот обряд символизировал акт оплодотворения. То же самое проделывали со скотом - ведь чем больше поголовье, тем сытнее будет жизнь.

Почему именно верба, а не слива или, например, яблоня? Дело в том, что для наших предков верба являлась символом быстрого роста, могучей к жизни и, конечно, плодородия. И немудрено - именно верба выбрасывает почки и расцветает первой среди всех растений.

Когда на Руси появилось христианство, языческие идолы были отвергнуты и со временем забыты. И тем не менее история праздника Вербное Воскресенье поневоле возвращает нас в те далёкие времена.

На то, что именно с Вербохлёста началась история праздника Вербное Воскресенье, указывает то, что в других странах, например, в Словакии, где чтят традиции предков, этот обычай жив до сих пор. Там и в наши дни парни без какой-либо религиозной подоплеки азартно стегают барышень веточками вербы и даже окатывают их водой!

Праздник без даты

Когда именно празднуется Вербное воскресенье? История праздника напрямую связана с праздником Пасхи, и отмечается за неделю до её наступления, сразу после Поскольку Пасха тоже наступает каждый раз в разный день, то и Вербное Воскресенье приходится на разные даты.

Сила вербы

В субботу перед Вербным воскресеньем во всех православных храмах проводится всенощное бдение, во время которого священники окропляют их святой водицей, освящая вербу и придавая ей волшебный свойства.

Например, она оберегает дом от гроз и пожаров, всех его обитателей - от а почки вербы излечивают многие болезни. Именно поэтому принесённую из церкви вербу ставят в изголовье кровати, на которой лежит занедуживший человек, а также побегами несильно стегают детвору, чтобы росли здоровыми и сильными. Помимо этого, в отваре оосвящённых ветвей вербы принято купать малшей, чтобы те были здоровыми. Считается также, что почки вербы помогают победить бесплодие, поэтому многие отчаявшиеся женщины, мечтающие о ребёнке, едят их и молятся Пресвятой Богородице.

Вербная диета

Все православные перед Пасхой строго соблюдаёт Великий пост. Особенно суровы в этом плане дни Страстной недели, когда истинно верущие жёстко ограничивают себя в пище. И тем не менее в Вербное воскресенье все желающие могут устроить себе поблажку и побаловать свой организм рыбой, запивая её вином.

А давным-давно на Руси для празднования Вербного воскресенья пекли гречневые блинчики, варили бражку и готовили рыбные пироги. Помимо этого был интересный обычай печь праздничные хлебцы - столько штук, сколько человек в семье. В одном из хлебцов прятали монетку, и тот, кому досталось это угощение с сюрпризом, был буквально обречён на счастье, здоровье и удачу в течение 12 месяцев.

Сказки для детей

Попробуйте рассказать детям про Вербное воскресенье. История праздника для детей, конечно же, должна быть адаптирована под их восприятие и доступна для понимания маленьких православных. Покажите детворе красивые вербовые веточки, дайте потрогать, понюхать, подержать в руках. Расскажите о том, что верба расцветает самой первой из всех деревьев и приносит в мир весну. После этого можно поведать ребятам про Вербное воскресенье. История праздника (фото, рисунки и картинки также желательно использовать) маленькими слушателями будет восприниматься как волшебная сказка. Можно даже разыграть сценки. Не забудьте упомянуть, почему у нас верба вместо пальмовых листьев, попутно рассказав и о климате Палестины.