Рождество в художественной литературе для детей презентация. Рождество в русской литературе. «Чудесный доктор» А. И. Куприн

Содержание

  • Праздник Рождества Христова
  • Святки
  • Христославы
  • Праздник милосердия
  • Святочные рассказы русских писателей
  • Особый жанр
  • Былички
  • Обычаи
  • Расцвет святочного жанра
  • Рождественский и святочный рассказ
  • Увлечение жанром святочного рассказа
  • Признаки жанра
  • «Бог есть начало добра»
  • Внутреннее преображение
  • С чего начинается святочный рассказ
  • Тема семьи
  • Идейное своеобразие святочного рассказа
Праздник Рождества Христова
  • «Был на свете самый чистый и светлый праздник, он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе,– чувства домашнего очага. Праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зелёное дерево и весёлые дети; даже взрослые, не умудрённые весельем, меньше скучали, ютясь около стен. И всё плясало – и дети, и догорающие огоньки свечек»,– вспоминал А. Блок. В этом высказывании уже чувствуется ностальгия человека XX века по утраченному.
Святки
  • Дни от Рождества до Крещения именовались (именуются) Святками.
  • Название Святки восходит к прилагательному «святой». Святочные дни были особенно любимы, радостны и очень торжественны еще и потому, что христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество (7 января, по новому стилю), день Василия Великого (14 января), Крещение (19 января). Атмосфера святости, радостного благоговения перед совершившимся чудом – рождением Богомладенца – поддерживалась в каждой семье посещением храмов, делами милосердия, тематическими, беседами, чтениями, исполнением колядок христианско-библейской тематики.
Христославы
  • Колядовщиков, исполняющих тропарь праздника «Рождество Твое…», рождественские гимны, величальные песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяевам пришли Божьи посланники, называли христославами. Часто они совершали обход дворов и домов со звездой, прикрепленной к большой палке и символизирующей Вифлиемскую звезду, приведшую волхвов поклониться спеленутому в яслях Христу. От постоянного движения руки звезда на шесте делала постоянные обороты, за которыми освещались пустоты внутри – это было очень красиво, привлекательно. Ходили и с вертепом, особым ящиком с куклами-марионетками, разыгрывая представления на евангельский сюжет.
Христославы
  • Желая хозяевам здоровья, хорошего урожая, благосостояния, колядующие напоминали и о необходимости быть великодушными, милосердными, помогать немощным, бедным, посещать больных, творить добрые дела, быть воздержанным и т.д., ведь
  • Рождество несет обновление, всеобщую любовь и примирение: Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. Со дня Его рождения на земле наступило новое время.
Праздник милосердия
  • Это дни прощения обид, примирения, посещения друзей, это время добрых дел. Всех охватывает большая радость жизни. А главное – сделанное за день соизмеряется с вечно живыми заповедями Христа.
Святочные рассказы русских писателей
  • О трепетном соучастии в празднике традиционной православной семьи, о семейном уюте и душевном покое, стремлении приблизиться к спасительному идеалу рассказывает повесть И.С.Шмелева «Лето Господне», главы «Рождество» и «Святки». Праздничная, атмосфера святок описана в знаменитой балладе В.А.Жуковского «Светлана», в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В рассказе Н.В.Гоголя «Ночь пред Рождеством» святки веселые, озорные. Радостные, волнительные, поэтичные - в одной из глав эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого.
Особый жанр
  • Но в русской литературе, как известно, сложился и особенный жанр произведений - рождественские и святочные рассказы.
  • Привычным рождественским подарком были для читателей XIX века святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Они были очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, но всегда пытались умягчить людские сердца. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.
Рождественский и святочный рассказ
  • В писательской среде, как западноевропейской, так и русской, термины «рождественский» и «святочный» строго не различались. Например, в подзаголовке «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса указано: «святочный рассказ».
Былички
  • Исторически святочные рассказы вырастали из фольклорной традиции и связаны с устным жанром святочных быличек, содержанием которых были рассказы о том, что случалось в прежние времена на святках, о разных встречах с нечистой силой в опасных местах, или во время гадания, или на святочной вечеринке.
  • Конечно, эти рассказы (былички) несли в себе отзвуки язычества, суеверий, смешения языческого и христианского.
Обычаи
  • У славян с давних пор существовал во время святок обычай рядиться, надевать личины, производить гадания, устраивать катания и пляски, возжигать огни и так далее. С распространением христианства на Руси эти древние обряды не искоренились, а осложнились новыми. Это получило отражение в литературе. В любом сборнике святочных рассказов можно найти сюжеты про гадания, надевания масок и так далее. Церковь издавна осуждала такое поведение как греховное. В указе патриарха Иоакима 1684 года, запрещающем святочные «беснования», говорится о том, что они приводят человека в «душепагубный грех».
Расцвет святочного жанра
  • Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке, и связано это с освоением западноевропейской традиции рождественского рассказа, который пришел в Россию вместе с творчеством Диккенса. В 1840-е годы были опубликованы его знаменитые рождественские повести «Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок на печи» и другие. Не менее значимыми в этом плане были и произведения Гофмана «Повелитель блох» и «Щелкунчик», сказки Андерсена, в частности «Ёлка» и «Маленькая продавщица спичек».
Увлечение жанром святочного рассказа
  • С этого момента в России начинается увлечение жанром рождественского рассказа. Однако одновременно с подлинными шедеврами жанра появлялись и слабые произведения, по поводу которых иронизировал Н.С. Лесков, один из главных представителей этого жанра в русской литературе.
Признаки жанра
  • Лесков одним из первых определил жанровые черты святочных рассказов. В рассказе «Жемчужное ожерелье» (1885) он писал: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера - от рождества до крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и … чтобы он оканчивался непременно весело. ...Он должен быть истинное происшествие (выделено Лесковым)».
Признаки жанра
  • Или еще – в первом абзаце неоконченного святочного рассказа «Маланьина свадьба» он пишет: «Я расскажу вам, достопочтенные читатели, небольшую историйку, сложившуюся по всем правилам рождественского рассказа: в ней есть очень грустное начало, довольно запутанная интрига и совершенно неожиданный веселый конец». И, наконец, обязательным свойством такой истории, по Лескову, должно быть «добродетельство», то есть ценностная направленность автора. Без этого условия, все внешние жанровые признаки могут оказаться противоположными по функции, и рассказ может превратиться в «антисвяточный».
«Бог есть начало добра»
  • Лесков был твердо убежден, что «Бог есть начало добра». Только этот путь открывает дорогу к спасению и преображению, воскрешению «мертвых душ».
Внутреннее преображение
  • В настоящем святочном рассказе автор стремится привести героя к внутреннему преображению, потому что зло побеждается, прежде всего, внутри человека.
С чего начинается святочный рассказ?
  • Святочные рассказы часто начинаются с описания беды и трудностей человеческого бытия. Бабушке, едва сводящей концы с концами, нечем порадовать внучат к празднику («Рождественская елка»), мать не в состоянии купить ребенку подарок (П. Хлебников, «Рождественский подарок»), нет денег на елку и у обитателей петербургской трущобы (К. Станюкович, «Елка»), даровитый молодой человек незаслуженно притесняем своим скупым дядюшкой (П. Полевой, «Славельщики»), подневольный крестьянин по прихоти барина должен убить своего любимца медведя (Н. С. Лесков, «Зверь»), потеряв билет на поезд, старуха не может попасть к умирающему сыну (А. Круглов, «В канун сочельника»). Однако всегда находится выход, преодолеваются все преграды, рассеиваются наваждения.
Тема семьи
  • Важнейшая тема святочных рассказов – тема семьи. Семейный круг, тепло отношений, взаимная любовь – это идеал. Но зло в мире приводит к сиротству, страданиям, одиночеству, поэтому в западноевропейской и русской литературе святочные рассказы часто сюжетом избирают судьбу сироты и возможность преодоления сиротства, для чего должно произойти чудо . (Не всегда это чудо в смысле «хеппи-энд,а». Финал в земном плане может быть трагическим, но чудо встречи со Христом в мире небесном открывает иную перспективу жизни блаженной, без страданий для тех, кто настрадался в жизни земной. Пример тому – рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на Елке».)
  • Идейное своеобразие святочных рассказов
  • Жанровая принадлежность и идейное своеобразие святочных рассказов определяются содержанием праздника Рождества и Святых дней: направляют сознание человека к поиску и утверждению идеи любви, милости, доброты, сострадания. Соответственно, в истинно-святочном и рождественском рассказах главными должны быть мотивы – во-первых, радости и света от самого явления в мир Христа, во-вторых, сострадания и милости ко всем страждущим, в третьих обязательного торжества жертвенности, высшей в христианской системе ценностей добродетели, победы любви над ненавистью, Добра над злом, человечности над бесчеловечностью.
Источники
  • http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200702305
  • Кучерская М. А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1997.
  • Самсонова Н. В. Рождественский текст и его художественная антропология в русской литературе XIX- первой трети XX вв. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Воронеж, 1998.
  • Видуэцкая Ц. П. Жанр рассказа в творчестве Н. С. Лескова II Науч. докл. высшей школы: Филол. науки. 1961. № 2 (14). С. 92.

Марина Филимонова

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста .

Цели : 1. Дать представление о библейском событии.

2. Познакомить детей с народными традициями и обычаями, связанными с этим праздником.

3. Воспитывать чуткое отношение к окружающим.

4. Обогащение словаря за счет подбора синонимов, антонимов; объяснения идиоматиеских выражений.

5. Изготовление рождественских подарков .

Оборудование : аппаратура для демонстрации презентации , макет рождественского вертепа , материалы и инструменты для изготовления поделки.

Предварительная работа : с детьми проводится ряд бесед по основам православной культуры, на которых детям дается элементарное представление о том, кого называют Богом, ангелами; дети заучивают стихи, используемые в рассказе воспитателя.

Ход : Дети рассаживаются перед экраном. Следует рассказ воспитателя, иллюстрируемый презентацией .

Текст к прензентации «Детям о Рождестве » .

Ребята, после Нового года в январе есть еще один праздник. Кто знает, какой? Да, это Рождество . Об этом празднике и будет сегодня рассказ.

Звучит песня Е. Королевой «Славная ночь Рождества » .

Рассказ воспитателя : Слово «рождество » обозначает «день рождения » . Когда у вас день рождения , радуетесь вы и все ваши близкие. Но однажды на Земле родился младенец , которому обрадовались очень и очень многие люди, потому что это был Бог. А было это так. Давным-давно в далекой восточной стране жили три мудреца-звездочета. Их называли «волхвы» . Из своих книг они знали, что когда-нибудь на земле родится Бог. А чтобы все люди могли узнать о том, когда же это случится, в небе появится новая звезда. И вот волхвы каждую ночь смотрели в небо, они знали каждую звездочку. Но однажды они увидели новую необыкновенную звезду. Она была больше и ярче всех других. И, о чудо, она не стояла на месте, а плыла по небу, как бы приглашая за собой. (Кадр 2) . И волхвы отправились в путь, чтобы увидеть Бога своими глазами. В те времена не было автомобилей и, тем более, самолетов. Волхвы снарядили верблюдов и отправились в дорогу. Путь их был труден и долог. Но звезда вела их, и,если волхвы уставали, она останавливалась, чтобы дать им отдых. (Кадры 3-5) .

А тем временем в стране Иудее грозный царь Ирод решил узнать, сколько людей живет в его стране, много ли людей подвластны ему. Чтобы не было путаницы, Ирод велел всем прийти в тот город, где они родились. В свой родной город Вифлеем отправилась и молодая женщина Мария. Ей было трудно идти, ведь у ней скоро должен был родиться малыш, но нельзя было не исполнить приказа царя. (Кадр 6) . В городе Вифлееме собралось множество народа, все гостинницы, все постоялые дворы были заняты. Мария и ее спутник Иосиф шли от дома к дому, но никто не давал им места для ночлега. (Кадры 7-8) .

Вопрос детям : Как вам кажется, ребята, можно было как-нибудь помочь Марии? Или уж ничего не поделаешь, раз места нет?

Предполагаемый ответ детей : Кто-нибудь мог бы ей уступить место.

Воспитатель : Конечно, ребята, сильные молодые мужчины могли бы уступить ей свое место. Да и любой добрый человек мог бы это сделать. Но вот беда, во всем городе не нашлось ни одного доброго человека. Все люди были злыми. Вот поэтому и пришел на землю сам Бог, чтобы вылечить людей от злобы, жадности, зависти.

Вопрос : А какие близкие по значению слова можно подобрать к слову «злой» ?

Ответы детей : Плохой, нехороший, сердитый, недобрый, негодный.

Воспитатель : Верно, ребята. А вот есть еще одно слово - «жестокосердый» . Это значит, что сердце у человека твердое, как камень. Вот камень ничего не чувствует, так и сердце бывает не чувствует боль или горе другого человека. Но о таких я даже говорить не хочу. Давайте лучше подберем слова, подходящие по смыслу к слову «добрый» .

Ответы детей : Хороший, нежный, ласковый.

(Часто дети к слову «добрый» подбирают синоним «красивый» . Здесь уместно напомнить детям сказку о «Мертвой царевне» Пушкина или сказку «Белоснежка и 7 гномов» . В этих сказках мачеха была очень красивая и очень злая. Можно, также, вспомнить сказку «Аленький цветочек» Аксакова или мультфильм «Красавица и чудовище» , где положительный персонаж оказывался в образе чудовища.)

Воспитатель : Еще, ребята, есть такие хорошие слова : «добросердечный» , «чуткий» . А как вы думаете, о добром или злом человеке скажут : «У него золотое сердце?» Почему?

Ответы ждетей .

Воспитатель : Действительно, золото – это драгоценность. Доброе сердце люди ценять также дорого, дороже красоты лица. Нет такого выражения - «золтое лицо» . Об умелых людях скажут : «золотые руки» , об умных - «золотая голова» . О хороших - «золтой человек» , «золотое сердце» , а вот «золотое лицо» ни о ком не говорят.

Но давайте вернемся в город Вифлеем. Бедная Мария, не найдя пристанища, вышла из города. Она нашла убежище в бедной пещере (на старинном языке пещера называлась «вертеп» , где пастухи укрывались от непогоды вместе со своими стадами. (Кадр 9) . В то время в пещере никого не было. Когда у Марии родился малыш, молодая мама запеленала его и положила на мягкую солому в кормушку для животных. Ведь там не было никакой кроватки. (Кадр 10) . Эта кормушка называлась «ясли» . Вам знакомо это слово? Да, самая младшая группа в детском садике называется «ясли» , в честь этой самой кормушки, где лежал новорожденный Бог . В это время ангелы сообщили пастухам радостную весть, что в их пещере родился Бог. (Кадр 11) . Сначала пастухи испугались, но потом обрадовались и побежали в свою пещеру. Пришли к пещере и волхвы. Все хотели увидеть младенца Бога , которого назвали Иисус Христос. (Кадр 12) .

Читается стихотворение :

Давайте забудем и горе и грусть,

Сегодня родился младенец Иисус .

Родился он ночью, в холодной пещере,

Его окружали лишь птицы да звери,

Да ангелы, да пастухи и волхвы.

А значит, все люди, а значит, и мы

Стояли тихонько и молча смотрели

На дивное чудо в святом Вифлееме.

Воспитатель : Мы можем и сейчас побывать в этой пещере. Надо только купить билет в страну Израиль в город Вифлеем. Над этой пещерой выстроен храм. Давайте войдем в него. (Кадр 13) . Видите звезду на полу?. Говрят, это то самое место, где стояли ясли младенца Христа . Волхвы принесли с собой подарки. Эти подарки сейчас хранятся в стране Греции на святой горе Афон. (Кадры 14, 15) . Теперь, в воспоминание об этих дарах, принято детям на Рождество тоже дарить подарки . Много других хороших обычаев связано с праздником Рождества . Например, обычай украшать елку. (Кадр 16) . Как этот обычай появилася? Есть об этом много разных научных предположений и даже сказок. Я хочу рвссказать вам одну из них. Когда родился Бог, не только люди и звери захотели поклониться ему, но даже и растения. Одна пальма сказала : «Я принесу Богу в дар свои прекрасные листья, они будут ему опахалом во время жары.» Другая ответила : «А я принесу ему свои сладкие финики» . Елочка сказала : «Я тоже хочу поклониться новорожденному Богу » . Гордые пальмы засмеялись : «Зачем ты пойдешь? Что ты можешь подарить? Ветки твои такие колючие, а шишки несъедобные!» Но елочка была доброй, она не рассердилась на своих хвастливых подруг и только подумала : «Что ж, действительно, я не такая красивая, как пальмы. Платье мое бедное и колючее. Но мне очень хочется увидеть Бога. Посмотрю на него хотя бы издалека». И Бог наградил елочку за ее скромность и доброту. С неба на косматые ветки елки спустились звездочки и украсили ее собой. Елочка стала самой красивой и нарядной, но не загордилась. Свой чудесный наряд она надевает только раз в году на праздник Рождества . А на макушке елки всегда сверкает восьмиконечная звезда, похожая на ту, что привела волхвов в Вифлеем. С это чудесной звездой связан еще один обычай. Накануне Рождества (этот день называется Сочельник, некоторые люди ничего не едят, пока на небе не засверкает первая звездочка, которая как бы скажет, что Бог уже родился. (Кадр 17) .

Читаются стихи Е. Королевой «Какой удивительный вечер» (в сокращении) .

Какой удивительный вечер,

Тихонько сосульки звенят.

А елки в дали словно свечи

Покрытые снегом стоят.

И чудится вдруг почему-то

Вон там, осветив небосвод,

Чудесная звездочка будто

По небу сейчас поплывет.

В тот миг вся земля засияет,

Не будет ни горя, ни слез,

Ведь каждый на свете узнает –

Родился Спаситель Христос.

Так люди ждут этого часа, что даже забывают о еде. Дети перед праздником мастерили игрушечный вертеп (Кадр 18, плюс к этому показываю вертеп, изготовленный мной) . После Рождества дети и молодежь наряжались, изготавливали большую Вифлеемскую звезду и с этой звездой ходили по домам, распевая рождественские колядки . Это такие песенки, в которых славили новорожденного Бога Христа . За это ребят называли христославы. Хозяева одаривали христославов конфетами, пряниками, орехами. (Кадр 19) . Неделя после Рождества называлась Святой неделей, или, по народному, «святки» . Считалось, что в эти дни сам Бог ходит по земле и всем помогает. И люди в это время старались делать добрые дела , радовать своих близких угощением и подарками. (здесь возможно продемонстрировать короткометражный игровой видеофильм «Рождественский ангел » или включить запись песни «Елка в Рождество » ). А хотите, ребята, и вы приготовить рождественские подарки ? (Дети пересаживаются за столы и изготавливают поделку) .

Слайд 2

Отражение в повести славянских преданий и легенд (фантастика и реальность) Зло и добро в повести Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Слайд 3

Реальность – то, что действительно существует не в воображении Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное

Слайд 4

Перечислите героев повести «Ночь перед Рождеством»

Реальные герои Вакула Оксана Чуб Голова Дьяк Кум Ткач Кумова жена Дивчины Парубки Фантастические существа Черт Солоха («заодно с чертом») Пацюк («сродни черту»)

Слайд 5

Ночь перед Рождествомособенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – рождения Иисуса Христа.

Что вы знаете о христианском празднике Рождество Христово и ночи перед Рождеством?

Слайд 6

В Рождественскую ночь колядующие носят с собой звезду, символизирующую Звезду Вифлеема, и небольшой вертеп.

Слайд 7

Дети и взрослые надевают маски и костюмы (стараются одеться так, чтобы их не узнали), собираются группами и ходят от дома к дому, распевая колядками (особые песни, содержащие слова прославления праздника и прошение о подаянии).

Слайд 8

Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшего народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня… Маленькие окна подымались… и старухи высовывались из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу…

Слайд 9

В основу сюжета повести «Ночь перед Рождеством» лег народно-христианский праздник – Рождество Христово. Образ Христа Спасителя незримо присутствует на страницах повести, несет свет и добро людям, дарит надежду…

Слайд 10

Слайд 11

Символическое название повести «Ночь перед Рождеством»

Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа…

Слайд 12

Почему накануне Рождества обостряется борьба добрых и злых сил, света и тьмы?

Злые силы накануне рождества ведут себя наиболее активно, стараются заставить людей в последнюю ночь перед Рождением Христа нарушить христианские заповеди.

Слайд 13

Десять заповедей Закона Божьего 1. Я Господь Бог твой; да не будут у тебя богов иных, кроме меня. 2. Не сотвори себе кумира. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботний. 5. Почитай отца твоего и мать твою. 6. Не убий. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не укради. 9. Не лги. 10. Не пожелай чужого добра

Слайд 14

Какие заповеди мог бы нарушить в ночь перед Рождеством кузнец Вакула?

Хотел убить себя. Продать душу черту.

Слайд 15

Какие заповеди нарушает в ночь перед Рождеством Оксана?

Зависть Самовлюбленность.

Слайд 16

Как влияют на судьбу главных героев представители сил зла?

  • Слайд 17

    Черт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте Чуб - отец Оксаны никуда не уйдет из дому, и свидание не состоится. Кто и зачем украл месяц? За что черт мстил кузнецу? Кузнец намалевал в церкви картину Страшного суда, где бедного черта били чем ни попадя.

    Слайд 18

    Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством? Звезды

    Слайд 19

    Что дает рассказчику и старухам основание считать, что «Солоха точно ведьма»?

    Слайд 20

    Как ведьма и черт попали в хату? Через трубу.

    Слайд 21

    Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пошел за помощью? Пузатый Пацюк был когда-то запорожцем, а еще знался, по всеобщему мнению, с нечистой силой.

    Слайд 22

    Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой? И как это характеризует его? Галушки, вареники со сметаной. Нарушил пост. Однако, что за черт! ведь сегодня голодная кутья; а он ест вареники, вареники скоромные! Что я, в самом деле, за дурак: стою тут и греха набираюсь! назад!» - и набожный кузнец опрометью выбежал из хаты.

    Слайд 23

    Как можно укротить черта?

    Крестным знамением. Задание: Как Вакула укротил черта?

    Слайд 24

    Куда и зачем отправился Вакула, оседлав черта? К царице в Петербург за черевичками для Оксаны.

    Слайд 25

    ПОВЕСТЬ О ПУТЕШЕСТВИИ ИОАННА НОВГОРОДСКОГО НА БЕСЕ

    Иоанн (в миру Илья) (ум. 7. XI. 1186) - новгородский архиепископ. …Однажды, во время ночной келейной молитвы Иоанна, бес, искушая святого, забрался в его рукомойник. Но архиепископ перехитрил лукавого, осенив рукомойник крестным знамением, Иоанн заключил в нем беса. В награду за освобождение от заклятья бес в течение одной ночи переносит на себе Иоанна в Иерусалим и возвращает в Новгород. За время пребывания в святом городе Иоанн успевает помолиться у гроба Господня.

    Существовал в России и жанр рождественского рассказа, святочной сказки. Тон задавали переводные новеллы Диккенса и Андерсена, которых русский читатель полюбил чрезвычайно. В 1876 году Достоевский пишет рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке», настоящий шедевр святочной литературы.

    К сожалению, он редко писал рассказы, мыслил романами. А тут вместил трагедию мира сего в несколько страниц. «У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замёрзли ещё в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвёртые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей всё стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слёзы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…» . Мальчик умирает. Рассказ переиздавали ежегодно. Популярным детским чтением он не стал, да и не мог стать, он предназначен для подготовленных читателей Достоевского.

    Тут появляется и мотив «пира во время чумы». Для одних — иллюминация, шумные праздники во дворцах, для других — бесприютный мороз, голод, гибель. Вот вам и «социальные мотивы». А как же без них в нашей классике с ее критическим реализмом, который не был пустой выдумкой литературоведов?

    Фёдор Михайлович слагал и стихи. Складности и плавности не добивался — как, впрочем, и в прозе. Тем и интересен, что писал не по трафаретам. «Читал твои стихи и нашел их очень плохими. Стихи не твоя специальность», — писал ему брат. Но они тем и примечательны, что то и дело переходят в бормотание. Есть в этих стихах наивная, неограненная сентиментальность — на грани пародии:

    Крошку-ангела в сочельник
    Бог на землю посылал:
    “Как пойдешь ты через ельник,
    — Он с улыбкою сказал, —
    Елку срубишь, и малютке
    Самой доброй на земле,
    Самой ласковой и чуткой
    Дай, как память обо Мне”.

    1854

    Как и стихи капитана Лебядкина, эти строки аукнутся в детской и в абсурдистской поэзии ХХ века. Кроме того, «Божий дар» Достоевского до сих пор остается в школьном чтецком репертуаре.

    Пожалуй, лучшее описание Рождества в ХХ веке — ностальгическое «Детство Никиты» Алексея Толстого. Это утончённая идиллия. Как подробно и влюбленно жизнелюб Толстой описывает подготовку игрушек, счастливый ритуал Рождества, когда дети «стонут от восторга»: «В гостиную втащили большую мерзлую елку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять сесть клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За этой работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола». Это написано в неидиллические двадцатые годы. Тогда многие вспоминали детство, у Толстого это выткалось образцово.

    У Бориса Пастернака в довоенные годы христианские мотивы возникали в стихах нечасто. Трудно было предсказать, что его потянет к «архаике». Маска Юрия Живаго — героя романа — позволяла уйти от реальности. Впрочем, Пастернак давно научился убегать от нее в фундаментальные переводы, в Гёте и Шекспира… Он не просто обращался к новой для себя эстетике, менялось мировоззрение поэта:

    Стояла зима.
    Дул ветер из степи.
    И холодно было Младенцу в вертепе
    На склоне холма.
    Его согревало дыханье вола.
    Домашние звери
    Стояли в пещере,
    Над яслями теплая дымка плыла —

    Так и сложился канон рождественского стихотворения в ХХ веке. Тёплого, но не горячего.

    На пике антирелигиозной пропаганды начал «вослед Пастернаку» писать рождественские стихи Иосиф Бродский. Это была многолетняя литературная акция, о которой он охотно рассуждал: «У меня была идея в свое время, когда мне было 24-25 лет… на каждое Рождество писать по стихотворению… Это был 1972 год…». Надо отдать ему должное: идею почти удалось воплотить. А начал Бродский даже раньше: в 1962-м написал знаменитый «Рождественский романс», в котором, правда, евангельской фактуры почти нет. К тому времени он еще и Библии не читал. Но уже через год появилось стихотворение, перенасыщенное библейскими знаками:

    Спаситель родился
    в лютую стужу.
    В пустыне пылали пастушьи костры.
    Буран бушевал и выматывал душу
    из бедных царей, доставлявших дары.
    Верблюды вздымали лохматые ноги.
    Выл ветер.
    Звезда, пламенея в ночи,
    смотрела, как трех караванов дороги
    сходились в пещеру Христа, как лучи.

    Это своеобразный архаический манифест, который в 1963 году воспринимался как вызов. О первых космонавтах поэты тогда вспоминали гораздо чаще, чем о героях Евангелий, а популярность христианской эстетики зародится в интеллигентской среде ближе к началу семидесятых. Определенно, Бродского заворожили «Стихотворения Юрия Живаго». Хрущев обещал вот-вот предъявить обществу «последнего попа», а доблестный тунеядец голосом пономаря повторял библейские имена как заклинание.

    Бродский принялся писать не менее «нездешние» стихи, чем Пастернак от лица Живаго. Это помогало избежать любых проявлений советской конъюнктуры, которой поэт боялся панически. Он своего добился: рождественские стихи были несовместимы с журнальной конъюнктурой того времени. Снобизм по отношению к советской реальности стал поводом к библейскому циклу. В лучших рождественских стихах Бродского больше городской круговерти ХХ века и меньше многозначительных библейских перечислений:

    В Рождество все немного волхвы.
    В продовольственных слякоть и давка.
    Из-за банки кофейной халвы
    Производит осаду прилавка
    грудой свертков навьюченный люд:
    каждый сам себе царь и верблюд.

    Тут скорее — панорама предновогодней, а не рождественской ленинградской суеты, хотя без евангельской символики не обошлось: когда Бродский остается в музейном пространстве древнего Вифлеема — он лишь повторяет мелодии и ритмы Юрия Живаго. Получается хладнокровнее, чем у Пастернака.

    А лучшее стихотворение о Рождестве, на мой субъективный взгляд, написал Мандельштам. Он обошелся без риторики, без «художественного пересказа». Да и неровное получилось произведение. Неровное и нервное. Восемь строк, обрывочное повествование. Зато настоящие стихи:

    Сусальным золотом горят
    В лесах рождественские елки,
    В кустах игрушечные волки
    Глазами страшными глядят.

    Такие строки, прочитав, уже не позабудешь. Хотя написаны они не для хрестоматий.

    Арсений Замостьянов

    РождествоВ праздновании
    Рождества главной
    является идея любви
    и милости, связанная с
    рождением в мир
    Христа-Спасителя,
    освятившего Собой
    человечество и всю
    природу, и
    победившего
    демоническую силу.

    Святочный рассказ

    Исторически святочные рассказы
    вырастали из фольклорной традиции и
    связаны с устным жанром святочных
    быличек, содержанием которых были
    рассказы о том, что случалось в прежние
    времена на Святках, о разных встречах с
    нечистой силой в опасных местах, или во
    время гадания, или на святочной
    вечеринке. Эти устные святочные
    рассказы стали прообразом литературного
    святочного рассказа, но весьма
    отдалённым.

    Расцвет жанра святочного рассказа
    наступает в ХIХ веке, и связано это с
    освоением западноевропейской традиции
    рождественского рассказа, который
    пришёл в Россию с творчеством
    Ч.
    Диккенса.

    Чарльз Диккенс

    Чарльз Диккенс - один из самых известных
    английских романистов XIX века.
    Литературное наследие Диккенса бесценно,
    неповторимо.

    Рождественская песнь в прозе

    Эбенезер Скрудж

    С первых страниц перед нами
    предстаёт портрет самого
    настоящего исчадия ада главного героя рассказа
    Эбенезера Скруджа. Авторские
    оценки этого персонажа
    недвусмысленно
    свидетельствуют об этом
    факте. «Это был старый
    грешник - завистливый,
    жадный, твердый, как
    кремень, но никакое огниво не
    могло высечь из него
    благородной искры».

    Дух Джейкоба Марли

    В вечер сочельника
    Скрудж возвращается
    домой из своей
    конторы. И дома перед
    ним вдруг предстаёт дух
    его покойного
    компаньона Джейкоба
    Марли, умершего в
    сочельник семь лет
    назад.

    Дух Джейкоба Марли

    Что же заставило
    Марли навестить
    Скурджа?
    Очевидно, желание
    предупредить
    своего бывшего
    партнёра о его
    недалёком и
    безрадостном
    уделе.

    Святочный дух прошлых лет

    Он отправляет героя в
    детство, самое
    прекрасное время в
    жизни Скруджа.
    Скрудж обнаруживает
    самого себя сидящим
    одиноко за столом с
    книжкой в руках в
    плену
    головокружительных
    фантазий и детских
    грёз.

    Святочный дух прошлых лет

    Затем святочный дух
    переносит своего
    подопечного ещё на
    несколько лет
    вперёд, к событию,
    послужившему
    источником
    грехопадения
    Скруджа. Молодой
    Эбенезер отрекается
    от любимой девушки.

    Дух нынешних Святок

    На второй день ровно в час пополуночи Скруджу является
    второй дух. Это дух нынешних Святок.
    Путники прибывают к дому Боба Крэтчита, клерка,
    служащего в конторе Скруджа. Сын его, малютка Тим,
    тяжело болен, но пока в силах вместе с остальными
    членами семьи отпраздновать Рождество. По
    возвращении из храма семья накрывает на стол, перед
    трапезой совершается молитва.

    Дух будущих Святок

    Скрудж узнает от него
    о горе в семье
    Крэтчитов после
    смерти малютки Тима.
    А через некоторое
    время ужасный дух
    переносит нашего
    героя сначала к
    изголовью постели, на
    которой в полном
    одиночестве расстаётся
    с жизнью сам Скрудж.

    Скрудж очнулся рождественским утром.
    Он испытывал состояние поглощённости
    воздушной и лёгкой стихией, словно парил в
    небесах, и этот факт нельзя не отметить,
    памятуя о той знаменательной цепи, которая
    опоясывала героя и не давала распрямить
    спину, расцвести сердцу. Цепь грехов
    исчезает, её звенья рассыпаются.

    Скрудж сдержал
    своё слово и спас не
    только Тима, но и
    уничтожил своё
    одиночество,
    откликнувшись
    впервые за столько
    лет на приглашение
    своего племянника,
    и навестив родных.

    Н.С Лесков - один из главных представителей этого жанра в русской литературе

    Само содержание праздника Рождества
    и святых дней направляет человека к
    поиску и утверждению идеи любви,
    милости, доброты, сострадания.

    Одним из важнейших признаков жанра
    является обязательное присутствие
    «чудесного элемента», но вполне
    реального, хоть и удивительного.

    В.А. Никифоров-Волгин

    Серебряная метель

    В основе рассказа повествование об
    ожидании и встрече
    Рождества, преданное
    через детское сознание.
    И тем не менее
    присутствуют здесь и
    черты рождественского
    рассказа, вырастающие
    из Священного
    Предания, пусть не все в
    явной форме.

    Серебряная метель
    Мотив чуда реализуется в неявной форме:
    получения подходящих отметок за
    арифметику и поведение. Но главное чудо
    состоит в самом факте рождения Бога в мир,
    Его явлении, которое совершается как «нечто
    особенное», во время вечернего
    богослужения, в присутствии благодати,
    ощущаемое героем в храме. Изображается
    чистое сознание ребёнка, сердечно
    переживающего реальность евангельских
    событий.

    Святочные рассказы

    Святочные рассказы писали очень многие
    авторы. Образцы жанра оставили нам
    большие писатели: Н. С. Лесков, А. П. Чехов,
    А. И. Куприн.

    «Чудесный доктор» А. И. Куприн

    Рассказ Александра Куприна
    «Чудесный доктор», написан
    в 1897 году и, как и
    большинство святочных
    рассказов, основан на
    реальных событиях.
    В этом рассказе добрый
    человек, случайно узнав в
    сочельник о бедствиях
    одной семьи, помогает
    вылечить больную девочку
    и накормить голодных
    детей.