Новости

Рособрнадзор планирует в течение 2016 года завершить работу по очистке образовательного поля России от большинства вузов, чья деятельность не отвечает установленным стандартам, сообщили РИА Новости в ведомстве. 

"Рособрнадзор в ближайший год продолжит планомерную и последовательную работу по наведению порядка в сфере высшего образования, с тем чтобы полностью избавиться от вузов, деятельность которых не соответствует установленным государством стандартам и требованиям. В 2016 году запланированы плановые и внеплановые проверки более 600 вузов и филиалов", — сообщили в Рособрнадзоре. 

Проведенная работа 

По словам собеседника агентства, ранее проведённые проверки вузов, попавших по результатам мониторинга эффективности Минобрнауки в зону риска, показывают, что примерно 95% из них не соответствуют установленным требованиям. 

С сентября 2013 года из реестра лицензий было исключено более 800 вузов и филиалов. За 2,5 года сеть вузов, имеющих госаккредитацию, то есть имеющих право выдавать дипломы гособразца, сократилась почти на тысячу. 

"Оборот средств вузов, закрытых ведомством за два с половиной года, некоторые эксперты оценивают в 50 миллиардов рублей. Это деньги, которые ушли в никуда: они были потрачены на покупку дипломов, за которыми не стоят реальные знания", — отметили в ведомстве. 

Вузы-пустышки 

Вузы, не прошедшие испытание министерским мониторингом, например Московский банковский институт, Международная академия бизнеса и управления, Московская академия экономики и права, Мурманский государственный технический университет, не выполнили сразу несколько ключевых показателей, среди которых образовательная и научно-исследовательская деятельность, а также число трудоустроенных выпускников. Так, невостребованными на рынке труда оказались порядка 40% выпускников Московской академии экономики и права. 

Проверка Рособрнадзора Международной академии бизнеса и управления выявила малое число преподавателей, имеющих ученую степень и, как следствие, низкий уровень знаний у студентов. Действие госаккредитации вуза было приостановлено, и был дан срок на исправление, но вуз не смог устранить замечания. 

Также, по данным ведомства, большинство вузов, лишенных лицензии или аккредитации, имели серьезные проблемы с инфраструктурой, у них не хватало учебно-лабораторных помещений, компьютеров, учебников и научной литературы. Обучение студентов велось в основном в заочной форме. 

Так, например, филиалу Алтайского государственного университета в Белокурихе, где все студенты обучались на заочном отделении, в 2014-м и 2015-м годах были поставлены нулевые баллы по всем 11 критериям, характеризующим такой ключевой показатель, как образовательная деятельность. Проведенная Рособрнадзором проверка подтвердила итоги мониторинга и выявила несоответствие заявленной программы и качества подготовки студентов.

http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/press/index.php?id_4=5452

4 февраля 2016

Минобрнауки России приглашает студентов, аспирантов и научно-педагогических сотрудников для прохождения учебных стажировок в зарубежных странах. 

В соответствии с Соглашениями о международном сотрудничестве в области науки и образования между Министерством образования и науки Российской Федерации с Данией, Китаем, Словакией и Венгрией российским соискателям предоставляется возможность бесплатного обучения. Они могут попасть на языковые и учебные стажировки, а также пройти повышение квалификации.

Более подробная информация размещена на сайте: http://im.interphysica.su/

4 февраля 2016

В МИА "Россия сегодня" прошла презентация исследования "Образовательные учреждения РФ: что такое хорошо", которое подготовили эксперты Центра Общероссийского народного фронта "Национальные ресурсы образования".

В исследовании приняли участие более 3 тысяч человек из 10 субъектов РФ. На первом месте в рейтинге самых важных критериев выбора образовательного учреждения стоит "месторасположение образовательной организации", причем, по мнению большинства родителей, "чем младше ребенок, тем ближе должно быть образовательное учреждение".

На втором месте – качество обучения. Как отмечают составители исследования, эта родительская оценка полностью совпадает с мнением чиновников и экспертов, полагающих, что основная функция образовательной организации – давать знания. На третьем месте – кадровое обеспечение. Кроме того, в топ-5 этого рейтинга вошли такие критерии, как "организация образовательного процесса" и "обеспечение безопасности". 

Председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты РФ Любовь Духанина подчеркнула, что российские семьи стали гораздо более внимательно относиться к выбору образовательного учреждения для своего ребенка. Она полагает, что данное исследование выявляет определенный родительский запрос, который необходимо учитывать руководителям органов управления и образовательных организаций. Только так, по ее мнению, можно приблизить детские сады, школы, колледжи и вузы к общественному идеалу. 

Исследование показало, что 43% родителей не выбирали образовательную организацию для своего ребенка, хотя всего 13 % родителей указали, что у них "не было такой возможности". По словам директора Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергея Косарецкого, это демонстрирует неоднородность нашего населения: "очевидно, что на селе выбор образовательных организаций ограничен, да и в отдельных российских городах есть территории с однообразными школами". Он также обратил внимание на некоторые противоречия между родителями и руководителями образовательных учреждений, для которых столь важная для родителей транспортная доступность стоит на предпоследнем месте.

По данным исследования, при выборе детского сада более 70% родителей учитывают его месторасположение, 67% — организацию ухода за детьми, 62% — "чему учат детей". Дополнительные платные услуги оказались важны для 20 % родителей. При выборе школы более 70% родителей учитывают ее кадровый состав, 66 % — месторасположение, 54% — организацию образовательного процесса.

Комментируя специфические показатели, выявленные в ходе исследования, ведущий эксперт Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Мерцалова указала на то, что "при выборе вуза российским семьям важна его репутация, для школ на первый план выходит безопасность, а для колледжа — материально-техническое обеспечение".

Директор АНО "Институт развития государственно-общественного управления образованием" Елена Шимутина обратила внимание на то, что родительский заказ сформирован, теперь важно его реализовать, а обществу и управляющим советам – проконтролировать ход реализации. 

http://ria.ru/sn_edu/20160201/1368356716.html

4 февраля 2016

Минобрнауки утвердило контрольные цифры приема на следующий учебный год. Выпускники школ смогут занять 295 тысяч бюджетных мест на дневных отделениях институтов и университетов.

Больше всего бесплатных мест для выпускников в бакалавриате и специалитете будет выделено на таких направлениях подготовки, как "информатика и вычислительная техника" - 26 тысяч, "сельское лесное и рыбное хозяйство" - 22 тысячи, "техника и технологии наземного транспорта" - 20 тысяч, "техника и технологии строительства" - 15 тысяч. Почти столько же - 14 700 мест - получат технические вузы на специальность "машиностроение".

Медвузам и университетам дадут почти 21 тысячу мест в специалитете на "клиническую медицину" и около 500 мест - на фундаментальную.

Несмотря на сокращение экономических факультетов, вузам, связанным с подготовкой экономистов и управленцев, дадут примерно 26 тысяч бесплатных мест. Но только 16 тысяч из них - в бакалавриате и специалитете, куда смогут поступить выпускники школ. На юридические направления подготовки для выпускников выделено примерно 7 тысяч мест (бакалавриат и специалитет). Плюс еще 7 тысяч мест - в юридической магистратуре.

Вузы, которые готовят педагогов, получат почти 44 тысячи бюджетных мест. Из них 26 тысяч откроется на дневных отделениях. Практически везде это - бакалавриат. Специалитета на педагогических специальностях осталось очень мало.

В магистратуре лидируют информатика - 16 тысяч мест, строительные специальности и машиностроение - по 9 тысяч, электроника - около 7 тысяч мест.

Аспирантуре в будущем году выделят больше 15 тысяч бюджетных мест. Самый значительный набор ожидается на информатику, биологические науки, клиническую медицину. В бесплатную ординатуру примут более 10 тысяч человек.

А на эти направления подготовки вузам выделено меньше всего бесплатных мест: "Экранные искусства", "философия, этика и религиоведение", "сценические искусства и литературное творчество", "психологические науки", "сестринское дело".

http://www.rg.ru/2016/02/01/vuzi-site.html

4 февраля 2016

Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов объявил выговор ректорам четырех вузов за задержку стипендий студентам, передает Интерфакс со ссылкой на пресс-службу ведомства.

Выговоры получило руководство Самарского государственного архитектурно-строительного университета, Саратовского госуниверситета имени Чернышевского, Благовещенского государственного педагогического университета и Ковровской государственной технологической академии имени В.А. Дегтярева.

«После активного вмешательства Минобрнауки России все процедуры вузами были пройдены, и все средства, необходимые для стипендиального обеспечения, были переведены вузам в полном объеме», - рассказали в пресс-службе.

http://www.aif.ru/society/education/dmitriy_livanov_obyavil_vygovor_rektoram_chetyreh_vuzov

4 февраля 2016