Шьем детский коврик своими руками. Самостоятельное изготовление детского развивающего коврика. Сенсорный развивающий коврик для малыша

Развивающий коврик для детей – это комплексная развивающая игрушка, состоящая из различных игровых элементов.

Главное его предназначение – развитие мелкой моторики, сенсорики, координации и тактильных ощущений.

Вы можете приобрести коврик как в магазине, так и сделать развивающий коврик для детей своими руками.

В нашей статье мы расскажем чем полезен такой коврик для ребенка и как можно сделать развивающий коврик самостоятельно.

Одной из основных задач хороших родителей является создание творческой развивающей среды для малыша. И, пока малыш еще очень мал, развивающий коврик будет для него такой средой, так как он включает в себя все необходимые элементы для первоначального развития грудничка.

Развивающий коврик позволяет развивать детишкам мелкую моторику, которая напрямую связана с развитием речи.

Коврик позволит вашему малышу все хватать, перебирать в пальчиках, мять, рвать.

Коврик так же поможет вашему ребенку сформировать представление о форме, размерах, цвете, вкусе, запахе предметов позволяет сенсорика.

А прикосновение к предметам уже дает возможность на ощупь определять их свойства – то есть развивать тактильные ощущения.

Развивающий коврик, особенно если сделать его своими руками можно использовать и как массажный – на нем можно разместить достаточно деталей, которые будут массировать пяточки вашего ребенка.

Таким образом, коврик будет способствовать также физическому развитию и оздоровлению.

Для детей, какого возраста предназначен развивающий коврик

Главное преимущество использования развивающего коврика в том, что применять его можно практически с самого рождения. До какого возраста ваш ребенок будет с ним играть, зависит только от вас.

Если вы планируете сшить развивающий коврик своими руками малышу до года, необходимо применить как можно больше сенсорных и тактильных элементов, мелких деталей для развития моторики.

Если же коврик задумывается для ребенка старшего возраста, он превращается в обучающее и развивающее пособие.

Чем сложнее будет коврик – тем больше в нем будет возможностей для развития. Он может стать вашему малышу помощником не только в изучении форм, цветов и размеров, но и животных, букв, цифр, материков и даже планет. С некоторыми ковриками детишки не хотят расставаться и в 5 и в 7 лет.

Помните, что если ваш ребенок еще очень мал, нужно ограничивать время игры с ковриком. Он вызывает у малыша массу впечатлений, эмоций, и может быстро утомить. Чем старше ваш ребенок – тем больше времени можно проводить, развиваясь на коврике, и тем больше различных вариантов игр.

Игры с развивающим ковриком

Количество и качество игр с развивающим ковриком зависит от полета вашей фантазии, а чуть позже – и от изобретательности вашего малыша.

Ведь своим примером вы покажете ему, сколько открытий можно совершить, манипулируя простейшими предметами, и будете систематически развивать его воображение!

Перечислим только некоторые варианты игр с ковриком, а дополнять этот список можно до бесконечности.

Рассматривание и наблюдение. На первых порах даже этого достаточно, чтобы получить новую информацию и знания.

Знакомство с ковриком. Показываем малышу, что шуршит, что звенит, что открывается, отстегивается, расшнуровывается. При этом можно рассказывать веселые стишки, потешки по теме, петь песенки. Постепенно малыш сам освоит все манипуляции.

Секретики и сюрпризы. Чтобы мотивировать ребенка поскорее научиться справляться с разнообразными застежками – можно под ними кого-то или что-то спрятать.

Сбор урожая. Элементы на липучках можно собирать и складывать. Например, цветочки в букет, овощи или грибы – в корзинку.

Изучение цветов, форм и размеров, понятия «больше-меньше». Если слон не может зайти в дом, значит, он больше, чем дверь.

Изучаем овощи, фрукты, животных, птиц, буквы, цифры, времена года, время и т.д.

Играем в ролевые игры.

Сочиняем сказки , и играем в них вместе с малышом. Со временем он поразит вас своими сочинениями.

Шьем детские развивающие коврики своими руками

Подготовка

Для начала необходимо определиться какой коврик вы хотите сшить. Необходимо рассмотреть все идеи. Развивающие коврики, сшитые своими руками, могут быть разных размеров; разных форм; цельными, либо состоять из частей; двусторонними и односторонними; с бортиками и с дугами; музыкальными и т.д.

Собираем и анализируем всю имеющуюся информацию по развивающим коврикам. Выделяем для себя наиболее интересные варианты и подробно их изучаем.

Создаем проект своего коврика

Этот наиважнейший этап включает в себя следующие пункты:

  • Концентрируемся, пробуждаем нашу фантазию и творим в своей голове определенный образ будущего произведения, т.е. развивающего коврика.Это не может быть бессмысленный, нелепый подбор аппликаций и фурнитуры. Должна быть осознанная и четко сформулированная идея!
  • Переносим свою идею на бумагу. Определяем форму и размер коврика. Можно сделать подробное описание – от общей картины до подробного описания отдельных элементов.Необходимо также ясное обоснование и цели, которые помогут вам развить вашего малыша при помощи именно такого коврика. Делаем выкройки коврика и его элементов.
  • Изучаем виды тканей и фурнитуры и определяем, что бы нам хотелось использовать, и что будет уместно в нашем проекте.

Выбираем материалы для детского развивающего коврика

Наиболее часто используемые материалы:

Ткани:

  • Однотонная плотная ткань для основы (например, костюмная) и нескользкая ткань для изнаночной стороны.
  • Синтепон в качестве наполнителя
  • Клеевые прокладочные материалы
  • Тонкие ткани – ситец, бязь
  • Плащевка
  • Драп, фетр
  • Атлас
  • Джинса, вельвет
  • Бархат
  • Жатые ткани
  • Махровая ткань
  • Кожа, замша, мех и т.д.

Ткани нужно выбирать яркие, разноцветные, с интересным рисунком. Перед тем, как идти в магазин, проверьте содержимое ваших шкафов – наверняка там окажется несколько давно невостребованных вещичек, либо лоскутков.

Кстати, в ателье тоже часто остаются лоскуты ткани, которые добрые портнихи с удовольствием отдадут вам безвозмездно (то есть даром), а те, что похитрее, попросят за них какую-нибудь копеечку.

В магазин же вы идете, точно зная перечень необходимых тканей и размеры лоскутов.

Фурнитура:

  • Кнопки
  • Липучки
  • Велькро
  • Молнии
  • Пуговицы
  • Ленточки
  • Резинки
  • Шнурки, тесьма
  • Бусинки
  • Пайетки
  • Разноцветные камешки и пр.

Прочие элементы:

  • аппликации
  • полиэтилен
  • игрушки-пищалки
  • шерстяные нитки
  • различные наполнители: фасоль, горох, пшено, греча и пр.
  • зеркальная пленка
  • музыкальные модули и т.д.

Это далеко не все виды фурнитуры и других материалов, которые можно использовать. Сходите в магазин сначала с ознакомительной целью, изучите ассортимент. Затем дома обдумайте, что из этого разнообразия подойдет для вашего коврика, а затем уже с готовым списком смело шагайте повторно. Чем больше будет использовано вариантов застежек, отделки – тем более развивающим получится ваш коврик.

Воплощаем замысел в жизнь – шьем развивающий коврик своими руками!

Итак, все необходимые материалы куплены и подготовлены: ткани чистые и проглаженные, рассортированные по цветам, нитки подобраны к ним по цветам, фурнитура аккуратно разложена по коробочкам. Приступаем!

Условно можно разделить работу на две части: работа с крупными деталями (используем швейную машину) и работа с мелочью (пришиваем вручную).

Этап 1. Шьем основу

Основа состоит из двух отрезов ткани. Для верхней части, как правило, выбирается однотонная плотная светлая ткань, например, костюмная. На нее достаточно легко пришиваются все элементы. Для нижней части основы лучше выбрать нескользкую плотную ткань, например джинсу. Когда ребенок начнет ползать, коврик не должен ползать вместе с ним. Между двумя выкроенными отрезами помещаются слои синтепона, поролона или другого наполнителя. Если в вашей квартире прохладно – лучше сделать несколько слоев наполнителя, чтобы малыш мог лежать на полу без опасения простудиться.

Этап 2. Создаем фон

Для фона мы используем крупные куски ткани, поэтому кроить их можно прямо на основе. Фоном может быть лес, море, небо, поле и т.д. Можно подколоть куски ткани булавками, а можно и приметать – кому как удобнее. Затем прострочить на машинке. Если посадить ткань на клеевую основу – она прослужить дольше, не будет сыпаться и распускаться.

Теперь на фон накалываем крупные плоские части коврика – дома, деревья, дороги, реки и т.д. И пришиваем их на машинке.

Этап 3. Изготавливаем элементы

Этот процесс весьма трудоемкий, т.к. каждая деталь должна быть выполнена с максимальной тщательностью.

Элементы могут быть стационарными — их нужно пришивать крепко. Могут частично двигаться – например, бабочка, которая машет крыльями. Либо быть полностью подвижными – это, как правило, элементы на липучках, которые можно перемещать по всему коврику.

Этап 4. Накладываем элементы на фон

Лучше всего разложить все готовые элементы на фоне, а затем определить последовательность их добавления. Более крупные элементы можно будет пристрочить на машинке, часть из них будут объемными. Даже цвета ниток можно подобрать заранее. Если вы будете учитывать все факторы, то намного упростите и ускорите процесс работы.

Этап 5. Ручная работа

Этот этап подразумевает усидчивость и терпение, но если вспомнить, что он последний, можно немного потерпеть, не правда ли? А еще развитие мелкой моторики и нам, мамам, совсем не помешает – развивать ее можно всю жизнь.

Достаем наши коробочки с фурнитурой, раскладываем на коврике, оцениваем эстетичность. Если все хорошо — начинаем пришивать.

На каждом этапе работы по созданию коврика следует помнить о безопасности ребенка. Любая бусинка или пуговичка может быть как развивающим элементом, так и опасным предметом. Все мелкие детали должны быть надежно пришиты. Нитки должны быть крепкие. Пуговицы можно укрепить дублирующими пуговицами с изнаночной стороны.

За ковриком необходим регулярный уход. Стирать следует, разумеется, вручную, открепив при этом подвижные элементы. Если в каких-то местах ткань начала расползаться, необходимо сразу подшить или заменить. То же касается и фурнитуры, за ее надежностью нужно следить с особой тщательностью. Развивающий коврик замечателен тем, что он подобен живому организму – может изменяться и расти вместе с вашим малышом. Что убрать, а что добавить – решать только вам и вашему малышу.

Развивающие коврики появились совсем недавно, но сразу приобрели широкую популярность, и не зря: эта полезная вещь способна заменить в раннем возрасте целый набор игрушек, при этом не отнимает полезной площади в помещении. В магазинах есть огромный выбор моделей на самый разный возраст и вкус, но цены на них иногда просто зашкаливают. А ведь сделать развивающий коврик своими руками не так уж сложно. Это не требует больших финансовых затрат — вам нужно лишь вложить в него свое время, немного умения, полет фантазии, капельку волшебства и премудростей, а также всякую мелочь, которая есть в каждом доме — кусочки старых материалов, пуговицы, валяющиеся без дела, бусины, молнии и т. д. Сейчас мы вас научим, как легко создать такую игрушку для своего любимого чада.

Для чего нужен развивающий коврик?

Прежде чем мы будем говорить о том, как сделать развивающий коврик для ребенка своими руками, давайте выясним, нужен ли он. Может, не стоит тратить на него свое время, а лучше сделать что-нибудь более полезное?

Итак, для чего нужен развивающий коврик?

  • Такая мягкая площадка для игр развивает координацию движений у малыша. Маленьких детей выкладывают на коврик и развешивают над ними их любимые игрушки. Ваш малыш научится чувствовать пространство и хватать игрушки ручками.
  • Если сделать такое изделие максимально разнообразным, оформить на нем много интересных аппликаций, используя разноцветные ткани, то это улучшит восприятие мира вашим малышом.
  • Большое количество выпуклых элементов, сопровождающихся, к тому же, звуковыми эффектами, будет способствовать развитию сенсорного восприятия малыша, а значит — его памяти, слуха и логического мышления.
  • Для детишек постарше это будет любимое место для игр, оно поможет им выучить цифры, счет, алфавит, цвета и прочие премудрости.

Игры на развивающем коврике

Психиатры и педиатры в один голос советуют всем мамам не оставлять любимое чадо просто полежать, а поиграть с ним в развивающие игры. Во что можно играть с ребенком на таком коврике? Конечно, игры, как правило, ограничиваются возможностью самого изделия, но вы всегда сможете что-то добавить к вашему чудо-коврику, и он будет расти и развиваться вместе с малышом:

  • Пока ребенок совсем маленький, просто погладьте по коврику сначала своей рукой, потом ручкой малыша. Это позволит ему почувствовать мягкость ткани и разовьет тактильные ощущения.
  • Когда он немного подрастет, покажите ему нашивки — наверняка они его заинтересуют. Покажите ему шумящие и звучащие элементы, пусть он дотронется до них ручкой.
  • Сделайте на коврике секретные места и спрячьте туда сюрпризы, которые ваш малыш должен найти. Такая игра развивает воображение, развивает умение анализировать.
  • Пришейте на изделии нашивки разных размеров. Найдите с малышом маленькие и большие аппликации, проанализируйте, какие — больше, а какие — меньше.
  • Пришейте солнышко, облака, цветочки, изучите, какого они цвета.

Важно! Можно сделать ферму и изучать животных, или сделать пруд и поселить там цветных рыбок. Повторяйте во время занятий названия каждого животного, что он говорит. Так ребенок быстрее начнет говорить.

  • Хорошо, если на коврике много молний, отстегивающихся элементов, которые отлично развивают моторику рук. Предложите вашему малышу самостоятельно застегивать и расстегивать молнии, липучки, шнуровки, передвигать съемные фигурки.
  • Когда ребенок станет постарше, можно будет изучать цифры и буквы. Вы удивитесь, как быстро ваш малыш освоит азбуку и счет с помощью такого чудесного помощника.

Какие материалы лучше использовать для коврика?

Большинство развивающих детских ковриков своими руками представляют собой стеганые одеяльца, обшитые разнообразными аппликациями, карманами, клапанами, молниями и прочими интересными для ребенка элементами.

Вот что здесь надо учесть:

  • Делать основу лучше всего из натуральных гипоаллергенных материалов, таких как атлас, фетр, бязь, байка или джинс.

Важно! От шерсти лучше воздержаться — она может вызвать аллергические реакции. Шелк для таких целей также нежелателен, так как он легко электризуется и сильно блестит, что очень вредно для глаз. Синтетику лучше не использовать.

  • Для наполнителя отлично подойдет синтепон. Этот материал не вызывает аллергии и не накапливает статического электричества.
  • Нитки лучше всего брать пропиленовые, так как они стойкие и прочные.
  • Пуговицы разных форм и расцветок.
  • Цветные молнии, только убедитесь, что собака на молнии не острая и ребенок не поранится при игре с ней.
  • Различные веревочки, резинки, липучки.
  • Музыкальные элементы и другие предметы, издающие звук, — шуршащая бумага, бубенчики и колокольчики.

Частые ошибки при пошиве детского коврика

Нередко неопытные мастерицы допускают ошибки при пошиве коврика для детей своими руками. Давайте рассмотрим самые частые из них:

  • На таком изделии не стоит вшивать зеркало. Не потому, что кроха может увидеть свое отражение и испугаться. Причина в том, что от зеркала отражается свет, который очень вреден для неокрепших глазок ваших малышей.
  • Еще одна частая ошибка — однообразные предметы для ощупывания на изделии. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, поэтому такие элементы необходимо делать разнообразными.
  • Однородный блестящий фон также не является удачной идеей. Это тоже вредно для глаз ребенка.

Этапы создания развивающего коврика своими руками

Итак, как сделать развивающий коврик для ребенка своими руками, рассмотрим поэтапно весь процесс:

  • Для начала нужно создать эскиз. Делать это нужно на бумаге. Нарисуйте ваш конечный результат, как вы его себе представляете.
  • Теперь нужно сделать основу. Обычно ее делают из больших отрезов материала, на которые и нашиваются дополнительные элементы. Прошейте ткань со всех сторон. Для мягкости основу заполняют поролоном или синтепоном. Снизу лучше использовать материал, который не скользит.

Важно! Для создания фона используют цветные остатки материалов. Для неба — голубой, для солнышка — желтый, для травки — зеленый. Чем больше цветных элементов, тем интереснее будет вашему малышу.

  • На фон надо закрепить, пришить или приклеить игровые элементы — погремушки, игрушки, кармашки, молнии, застежки и прочее. Это — самая сложная часть работы: подобрать, сшить, собрать нужные элементы в единую картину. Тут придется проявить фантазию или же воспользоваться наработками из интернета. Некоторые игрушки можно закрепить подвижно — на шнурках или лентах, на липучках или пуговицах.

Важно! При изготовлении такого коврика без помощи швейной машинки вам не обойтись, но и руками поработать придется — игровые элементы придется пришивать вручную. Проверяйте, надежно ли пришиты и закреплены мелкие детали, чтобы ребенок случайно не оторвал их.

Давайте рассмотрим для примера несколько мастер-классов по изготовлению детского коврика своими руками.

Детский коврик для мальчика

Этот детский коврик понравится любому юному автолюбителю:

  1. Подберите плотную ткань и начертите карандашом схему дорог. Обклейте оставшиеся поля малярным скотчем, чтобы не запачкать.
  2. Разведите акриловую краску. Дороги мы покрасим в серый цвет. Если у вас нет серого, просто разбавьте черный и белый.
  3. Покрасьте дороги при помощи кисти или валика.
  4. Когда все просохнет, сделайте на дорогах разметки.
  5. Дома покрасьте в разные цвета. Можно их вырезать из разноцветного фетра.
  6. Когда краска высохнет, снимите скотч.

Важно! Можно украсить ваш коврик машинками, зверушками, озерами и другими интересными элементами на ваш вкус.

Развивающий коврик для детей: “В лесу”

Основной материал для этого изделия — фетр. Из него шьются все игрушки. Его можно сделать любого размера — все зависит от вашего вкуса:

  1. Берем ткань для основы, на которую нашиваем фон, а затем всех животных.
  2. Для неба понадобится синий фетр. Для травы — зеленый. Для лисички понадобится красный, белый и серый материал. Для дерева нужен белый и коричневый фетр.
  3. Чтобы сделать рисунок на стволе березы, складываем белый кусок фетра пополам и вырезаем тоненький кусочек, потом сгибаем немного больше, потом немного меньше, и каждый раз вырезать по 1-2 кусочку. Положите белую полоску фетра поверх коричневой и пришейте одну к другой.
  4. К верхней части дерева пришиваем сову.
  5. Делаем животных из фетра. Выкройки можно найти в интернете. Каждое животное имеет несколько деталей — нос, глаза, уши, хвост. Все детали вырезаем отдельно, обметываем и пришиваем к туловищу.
  6. Начинать работу лучше всего с верхней части коврика. Пришиваем небо и траву, потом лису и деревья. Поверх всех слоев пришиваем березу и сову.
  7. По периметру пустим косую бейку.

Важно! К обратной стороне лучше всего пришить какую-нибудь прорезиненную ткань, чтобы изделие не скользило.

Если на коврике много элементов, они яркие и музыкальные, то игры с ними долго не наскучат ребенку. Такую полезную игрушку можно сделать для малыша своими руками. С одной стороны, это поможет вам сэкономить, а с другой – кто, если не мама, знает, что будет для ее ребенка интересным и увлекательным? Развивающий коврик для детей, сделанный своими руками, имеет несколько преимуществ перед покупным:

  • вы точно знаете, из каких материалов сделана игрушка;
  • количество игровых элементов ограничено только вашей фантазией;
  • размер коврика, сделанного своими руками, будет таким, как вам удобно;
  • развивающий коврик будет максимально адаптирован под вашего малыша.

Для ребенка до девяти месяцев станет интересной забавой изучение различных деталек на ощупь. С малышом постарше можно играть в «путешествия», при этом игрушки будут ходить по домикам и полянкам, которые изображены на коврике. Могут «плавать» в озере, прятаться в паровозике, ложиться в кроватку.

Детский развивающий коврик должен содержать элементы, которые будут помогать ребенку осваивать окружающий мир. Это могут быть разные овощи и фрукты, деревья и цветы, солнышко и тучки, озеро с корабликом или железная дорога с паровозиком. У коврика, сделанного своими руками, может быть и музыкальный элемент: в какую-то из деталек для этого нужно вшить колокольчик.

С чего начать изготовление развивающего коврика для ребенка

Даже если вы никогда ничего не шили, попробуйте сделать развивающий коврик для детей своими руками. Вот увидите, процесс вам понравится. А результат обязательно заинтересует вашего малыша.

Давайте детальней рассмотрим создание развивающего коврика для детей в технике аппликации. Почти все материалы можно найти у себя дома. Единственное, за чем понадобится отправится в магазин – это основа для коврика, на которую мы и будем пришивать все элементы аппликаций. Итак, для создания развивающего коврика для малыша своими руками нам нужны:

  1. два больших лоскута плотной натуральной ткани;
  2. такого же размера отрез наполнителя (можно использовать синтепон или поролон);
  3. бусинки разного размера, лучше деревянные;
  4. лоскуты ткани разной фактуры, небольшие отрезки кожи;
  5. пуговицы разного цвета и размера;
  6. отрезки нитки-резинки;
  7. лента-липучка;
  8. замки-молнии;
  9. и все остальное, что вам подскажет фантазия.

Можно использовать небольшие мягкие игрушки, обвязанные крючком бусины, игрушки в виде аппликаций. Кстати, если вы умеете вязать крючком, сделайте из ниток лепестки для цветочков, милую пчелку, рыбку или шапочку для грибочка.

Как сделать развивающий коврик полезным для малыша

Первым делом нам нужен сам коврик. Для этого сшиваем два больших лоскута, внутрь вставляем синтепон или поролон (в зависимости от того, что вы купили). Основа готова. Теперь выберем сюжет для коврика. Например, это может быть «карта местности» с различными элементами – домиком, озером с парусником, цветочками, деревьями, паровозиком. Над всей этой картинкой можно вверху разместить небо с облаками и солнышком.

Вот несколько примеров замечательных развивающих ковриков, сделанных своими руками.

Можно нарисовать эскиз изделия на бумаге, а уже потом вырезать. Можно связать или каким-то другим образом изготовить детали, которые будут интересными для ребенка. Дальше рассмотрим примеры элементов аппликации для коврика.

Элемент для коврика «Божья коровка»

Для такой детали нам нужны небольшие лоскуты красного, черного и белого цвета, а также молния. Для глаз и усиков понадобится несколько бусинок. Внутрь такой божьей коровки можно спрятать другую игрушку. Это отличное наглядное пособие для ребенка, с помощью которого он научится застегивать и расстегивать молнию.

«Кораблик»

Палубу такого корабля делайте в виде кармашков. Тогда в кораблик можно «посадить» игрушки. Для аппликации нужны: лоскут белой ткани для паруса и цветной лоскут для палубы. Парус пришивайте только по центральной линии, чтобы малыш мог его отогнуть, посмотреть и узнать, что же за ним находится. А за парусом спрячьте изображение небольшой рыбки.

«Грибочек-мухомор»

Вам потребуется несколько белых пуговиц, лоскут красной и белой ткани, кусочек зеленой бахромы для имитации травы и отрезок кружева. Шляпку грибочка можно связать крючком. В качестве наполнителя для мухомора подойдет бисер, бусинки или шуршащий целлофановый пакет.

«Домик»

Для домика нужно несколько лоскутов ткани и липучка (либо пуговицы). В нем можно поселить веселого жителя. Передняя стенка домика будет открываться и малыш сможет заглянуть внутрь. Жителя делайте на липучке. Тогда его можно будет «переселить» в любое место на коврике. А открывающуюся стенку сделайте на пуговичках. Это будет дополнительным «тренажером» для ребенка.

«Мишка в кроватке»

Жителем домика может быть и вот такой замечательный мишка на липучке. Его можно укладывать спать в кроватку. Для ребенка будет вдвойне интересно, если он сможет открыть домик, а потом «разбудить» мишку, достав его из кроватки. Вместо мишки можно использовать любого другого персонажа, даже какую-то маленькую мягкую игрушку.

«Огород с овощами»

С помощью такой аппликации можно изучать названия овощей. Элементы вырезаются из лоскутов фетра. Крепить их к темному основанию огорода будем при помощи липучки. Тогда ребенок сможет отрывать овощи и менять их местами.

«Паровозик»

Колеса паровозика делаем из пуговиц. Лучше, когда они разного размера и цвета. Тогда малышу будет интереснее. Вагончики - в виде кармашков, чтобы в них могли «путешествовать» игрушки. В кабину машиниста можно посадить любого персонажа, желательно оставить вверху прорезь, чтобы его было легко сменить.

«Ягодка»

Это музыкальный элемент. В ягодку нужно вшить небольшую емкость, например, от старой игрушки «Киндер-Сюрприз». В эту емкость можно спрятать бижутерные колокольчики. Или насыпать бисера. Но колокольчики будут звучать ярче. Закрепить ягодку можно с помощью петли, чтобы малыш мог дергать ее в разные стороны и слышать музыкальный звук. Саму ягодку можно связать крючком или обшить розовой тканью.

«Цветочек, который ныряет в облачко»

Цветок - элемент, который крепится с помощью тесьмы. Благодаря своей подвижности, цветок может спрятаться в облачко и появится обратно. Облачко и цветочек легко сделать из фетра.

«Пчелка в тюльпане»

Пчелка - это тоже музыкальный элемент, как и «Ягодка». Сделана по такому же принципу, крепится на тянущейся резинке. Пчелку можно спрятать в тюльпан и достать оттуда. На фото игрушка сделана с помощью крючка, но можно пошить полосатую труженицу из желтых и черных лоскутков. А еще, вместо пчелки, в цветочке отлично смотрится бабочка.

Что еще интересного можно сделать с развивающим ковриком

Количество игровых элементов для коврика безгранично. Придумайте ежика, который с помощью липучки будет нести яблоки и грибочки, прикрепите элементы с помощью пуговиц, чтобы ребенок мог самостоятельно менять их местами. В некоторые аппликации можно вшить пищалки, и при нажатии на них будут раздаваться интересные звуки. В разных местах коврика, изготовленного своими руками, можно сделать несколько гусениц из бусин. В тучках с пришитыми молниями спрячьте дождик. А дождик - это низки голубых бисеринок, которые в любое время можно вытащить из облачка.

Музыкальный коврик для самых маленьких детей (от 6 до 9 месяцев) делается с помощью дуг, к которым крепятся разные погремушки, шуршалки и пищалки. Можно также подвесить на дуги с помощью длинного крепления и любимый прорезыватель для зубов. Ребенок будет лежать на спинке и тянуться к игрушкам, слышать интересные звуки и видеть яркие цвета. Также малыш может держаться за дуги и пытаться подняться, опираясь на них. Основой для игрушки служит небольшой мягкий коврик, ведь малыш еще не может активно передвигаться.

Для детей постарше коврики нужны побольше. Ведь ребенок растет, начинает ползать и более активно изучать окружающий мир. Чем больше разных элементов на коврике, тем лучше для малыша. Детали, которые отстегиваются или снимаются, со временем можно будет заменить новыми. Если аппликации будут яркими, то с их помощью ребенок сможет изучить цвета. Главное - не забывать, что все элементы должны быть безопасными для малыша.

В заключение

Создание чего-то нового - всегда приятный и увлекательный процесс. А если это игрушка для детей, которую вы хотите сделать своими руками, то результат такого процесса будет долго радовать вашего ребенка. Поэтому желаем вам удачи и вдохновения!

Когда в семье появляется такое маленькое чудо как ребенок, молодые родители начинают задумываться о том, как обеспечить правильное физическое, эмоциональное и умственное развитие малыша. Столкнувшись с такой задачей, начинаются нелегкие походы по детским магазинам в поисках верного решения.

В наше время современная индустрия по производству дидактических игр, пособий и игрушек для детей разных возрастов не только находится на высоком уровне, но и продолжает стремительно набирать обороты. В частности, на сегодняшний момент немалым спросом пользуется такой универсальный товар, как развивающие коврики для детей - их можно легко сделать самостоятельно.

Один из мастер-классов по изготовлению небольшого круглого коврика вы можете увидеть ниже.

Назначение

Детский коврик – это своеобразное первое дидактическое пособие для малышей и родителей. При разработке такого изделия, главной идеей являлось размещение на красочном и ярком полотне разного размера всевозможных развивающих элементов: тканей разных фактур и цветов, музыкальных деталей, погремушек , грызунков и т.д.

Целью такого атрибута является развитие слуха, двигательной активности, познавательной сферы и сенсомоторных навыков крохи. С помощью таких ковриков ребенок в процессе игры учится дотягиваться до игрушек, ползать, сидеть, ходить, различать цвета и формы.



Важно, чтобы коврик соответствовал следующим требованиям:

  • Материалы должны быть качественными. Это требование относится не только к ткани, но и к комплектующим элементам, дабы избежать аллергической реакции у малыша.
  • Целостность материалов, т.е. отсутствие различного рода повреждений, трещин, сколов, некачественно выполненных швов и т.д.
  • Качество сборки изделия надлежит быть высоким. Декоративные элементы и различная фурнитура не должны болтаться, а должны быть прочно пришиты и прикреплены.
  • Универсальность полотна. Так как малыши достаточно быстро растут, возникнет необходимость в усовершенствовании данного детского аксессуара. Стоит обратить внимание на то, возможно ли при необходимости менять и дополнять развивающие детали и игрушки на приобретаемом коврике. К примеру, если такой развивающий товар шьется для новорожденных детей, малышей до 3 месяцев и планируется использоваться в дальнейшем, идеальным выбором будут модели с раскладывающимися мягкими бортами и прочными навесными дугами, к которым и может крепиться различный дидактический материал. Наличие в данном изделии дуг и откидных бортиков дает возможность модернизировать и увеличивать игровую площадь.





  • Возрастные особенности ребенка. Не стоит шить младенцу переполненное музыкальными и электронными элементами полотно, а также делать коврики-паззлы. Малыши такого возраста только начинают свое знакомство с окружающей средой и не способны логически думать и устанавливать причинно-следственные связи.
  • Разнообразие комплектующего материала. Чем больше шумящих, шуршащих, звенящих, сенсомоторных, движущихся, интерактивных, зеркальных, светящихся и т.д. элементов, различных по фактуре, цвету, размеру и форме – тем быстрее и легче ребенок заинтересуется игрой. Такое полотно не только развивает малыша, но и развлекает его, когда родители заняты и не могут на какое-то время уделить ему внимание.
  • Мобильность. Возможность при желании легко сложить и транспортировать данное изделие.
  • Все элементы детского развивающего коврика должны легко сниматься и отстегиваться, особенно музыкальные и электронные. Это необходимо учитывать, так как полотно временами будет нуждаться в стирке.

Поиски товара, который бы соответствовал всем вышеизложенным требованиям, могут привести родителей к такому результату, где цена на такой детский атрибут будет достаточно высокой. Прекрасный выход из данной ситуации – сделать такой развивающий центр самостоятельно.





Процесс пошива своими руками

Без сомнения, достаточно очевидна и ясна польза от такого изделия для развития малыша. Поэтому, если выбор сделан в пользу самодельного центра, следует немного потрудиться, запастись терпением и фантазией. А для начала надо подумать и решить, как будет выглядеть коврик и какой вариант выбрать для его изготовления, чтобы в результате получился оригинальный атрибут, наполненный родительской любовью, заботой и теплотой.

Для того, чтобы не допустить ошибок в работе по созданию полотна и не навредить малышу, важно учитывать следующие моменты:

Во-первых, присутствие зеркал на коврике недопустимо. Это опасно не только тем, что зеркало может разбиться или его часть может отколоться, но и вредно для зрения малыша, поскольку отражаясь от зеркальной поверхности, свет поляризуется на 100%.


  1. Предметы для мелкой моторики пальцев рук не должны быть однообразны. Ребенок быстро потеряет интерес к данной игровой деятельности. Необходимо чередовать различные на ощупь фактуры. Это нужно и для того, чтобы всесторонне развивать тактильные ощущения крохи.
  2. Для основы полотна не стоит выбирать насыщенные однотонные ткани с глянцевым эффектом. Глаза малыша быстро устанут и увлечение игрой пропадет.
  3. При декорировании изделия важно учитывать уровень развития крохи. Не стоит слишком детализировать и усложнять композицию. Лучше оставить немного свободного пространства для дальнейшего внесения желаемых изменений.
  4. Использовать в изготовлении данного детского атрибута тканей как холодных, так и теплых оттенков. Цвета должны быть яркие, но не кричащие.
  5. Важно продумать и то, на какие зоны будет разделено полотно. Подобрать декорированные элементы таким образом, чтобы они уместно смотрелись и отражали идею задуманного.



Выбираем модель

Вариаций детских развивающих полотен достаточно много. Ориентируясь на понравившуюся модель, гораздо легче будет спроектировать свою, сделав ее более совершенной и индивидуальной.


Развивающие мини-площадки можно классифицировать следующим образом.

По возрасту ребенка

  • Для новорожденных. Полотно мягкое, яркое. Обязательно наличие бортиков и дуг. Игрушки расположены так, чтобы малыш мог до них дотянуться. Используются дополнительные элементы в виде мягких шнурков, полосок ткани разного материала, гремящих и шуршащих игрушек. Часто такие коврики выпускаются по типу «трансформеры». При желании они достаточно легко складываются, могут перевоплощаться в сумку для игрушек или люльку.
  • Для крох от 6 месяцев до 1 года. Чаще всего это коврики с музыкальной атрибутикой. Малыш в это время учится сидеть, ползать и ходить. Пространства для игровой деятельности должно быть много. Ребенку становиться удобней и интересней играть на полу. Исходя из этого, развивающее полотно шьется с поролоновой или синтепоновой вставкой. Низ такого изделия – клеенчатый. Это помогает в чистке его от возможных загрязнений.
  • Для малышей от 1 года. Для детей данного возраста выбор можно сделать в пользу двустороннего полотна. Если возникнет желание сменить поле деятельности для игры, просто следует перевернуть изделие. Ребенку – годовичку интересны так же будут музыкальные или электронные коврики, так как кроха стремительно развивает свои слуховые навыки и танцевальные движения.
  • Для детей от 2 лет. В это время у малыша развитие речи набирает обороты. Предметно - дидактическая среда игрового поля должна стимулировать кроху активизировать словарный запас по темам: размер, первые цвета, животные и звуки, которые они издают. На этот возраст приходится становление сюжетно – ролевой игры. Идеальным будет выбор развивающего атрибута в виде игровых домиков и дорожек – лабиринтов;
  • Для ребят от 3 лет. В этом возрасте дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Основной вид деятельности – сюжетно–ролевая игра. Малыши учатся находить новое применение уже знакомым игрушкам. Активно развивается логика и мышление. Весьма полезны и интересны для ребят такого возраста коврики – паззлы, усложненные дорожки-лабиринты.



С дугами и бортиками

Изделия такой модели достаточно распространенные и востребованные. Дуги, перекрещиваются между собой, довольно просто открепляются от коврика. На них можно подвешивать различные игровые элементы, музыкальные детали и т.д. Бортики–ограничители шьются из мягкой ткани, иногда выполнены в форме валиков.


Для мальчиков и для девочек

Такие полотна могут отличаться по цвету, форме, комплектующим составляющим. Способов, как сделать такие гендерные коврики, огромное количество. Все зависит от фантазии и навыков мастера, взявшегося творить подобное изделие.

У мальчишек преимущественно использование в изделии оттенков синего и голубого цвета и изображение дорожной и строительной техники. Такие «автоковрики» помогут ребенку познакомиться с правилами дорожного движения. В качестве идеи декорирования полотна для юных автолюбителей можно смастерить светофор, в котором необходимо правильно подобрать и прикрепить цвета с помощью липучей ленты или заклепок. Достойно так же будут выглядеть и самодельные машины, умеющие пищать или бренчать из-за помещенных в них мелких деталей.


В декорировании ковриков для девочек за основу берутся красный и розовый цвета, изображены куклы, цветочки, сердечки и т.д. Интересными и актуальными для юных леди покажутся полотна с уклоном на хозяйственный труд: уместно использование различных глубоких карманов, вкладышей, вставок, аппликаций в виде печей, шкафов, в которые при помощи ленты – липучки или клепок можно поместить маленькие тканевые кастрюльки и кукольные платья.


В виде паззлов

Самые распространенные полотна такого вида – это изделия из поливинилхлорида (ПВХ), так как он стойкий к ударам, не жесткий, долгосрочный и теплоудерживающий. Благодаря перечисленным качествам такого сырья, можно быть уверенным в том, что ребенку, играющему на полу, будет тепло и комфортно.

Есть и текстильные коврики-паззлы, которые мамы с удовольствием делают самостоятельно.


Этапы работы

Определившись с моделью детского развивающего коврика, можно приступать непосредственно к его изготовлению. Намного удобней будет работать, опираясь на составленный план действий.

Первый этап – подготовительный. На данном этапе нам нужно:

  • Сделать рисунок игрового полотна, учитывая все декоративные добавочные элементы и развивающие детали.
  • Подобрать ткань. При выборе ткани, важно учитывать ее гипоаллергенность. Таким качеством обладают: хлопок, бязь, джинсовый материал, байка, атлас, фетр. Если в проекте есть вязаный элемент декора, необходимо выбирать хлопковую пряжу, так как она не только приятна на ощупь, но и не вызывает раздражений на нежной коже ребенка. Не стоит забывать про поролон или синтепон, которые позволят крохе играть на теплом и мягком полотне.
  • Подготовить все необходимые инструменты и фурнитуру: ножницы, иголки, нитки, аппликации, фантики, пуговицы, ленточки, замочки-молнии, липкую ленту, шнурки, бусины и т.д.


Второй этап – работа с тканью.

Игровой коврик состоит из двух основных частей – изнаночная и лицевая стороны. Определившись с тканью, формой и размерами изделия, начинаем делать выкройку низа и верха полотна, не забывая про отступы для швов. Далее, следует тщательно обметать края, убедившись в отсутствии торчащих ниток.

Третий этап – работа с декоративной отделкой.

Выбранные тканевые аппликации пришиваем на верхнее полотно, которое является основой коврика. Те же самые действия проделываем с подготовленной фурнитурой, шуршащими и звуковыми деталями, игрушками. Работая с декорированием полотна, особо важно следить за тем, чтобы пристрачиваемые элементы были прочно прикреплены.


Четвертый этап – завершение работы.

На этом этапе с изнаночной стороны сшиваются части полотна – основа и дно. Но для того, чтобы коврик был мягким, необходимо вложить между тканями поролон или синтепон (если он очень тонкий, то понадобится два слоя).


Мастер-класс по изготовлению коврика

Рассмотрим пошагово, как изготовить развивающий коврик с дугами для новорожденного.

Процесс изготовления можно посмотреть на видео:

Шаг первый. Подготовка необходимого инструментария и материала.

Внимание! Ткань для полотна нужно подбирать максимально качественную, например, хлопок. Этот материал достаточно прочный и абсолютно натуральный. Использовать для создания изделия лучше ткани разных тонов – холодных и теплых оттенков.

  • примерно 1 метр однотонной яркой ткани на днище и дуги;
  • 8 лоскутов ткани в горошек, цветочек, полоску, клеточку или в другой любой рисунок;
  • хлопковая тесьма, атласные ленты или полоски ткани (на выбор);
  • гимнастический пластиковый обруч, диаметр дуги которого будет равен приблизительно 65 см;
  • бумажная выкройка в форме квадрата со сторонами длиной 45см;

Внимание! Стороны квадратной бумажной выкройки будут меняться в зависимости от диаметра выбранного обруча. Если дуга будет длиннее, соответственно размер изделия получиться больше.

  • ножницы, иголка, нитки, канцелярский нож, булавки;
  • синтепон: 2 метра на дуги и 1 метр на основание полотна.


Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать с нуля развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.

Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.

Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:

Видео-мастер класс: развивающий коврик своими руками


А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.

Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.

От 0 до 7

Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:

  • 0-6 мес. – несмышленыш. Ощущения почти полностью органические («внутренние», продиктованные состоянием организма). Формируются основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), адаптация к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
  • 0,5-1 год – ползунок, учится распознавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще неуверенные движения. Примерно от года ему уже пойдут на пользу развивающие игрушки и предметы, в т.ч. коврик, дающие тактильные и зрительные ощущения. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и желтые тона – чрезмерно яркими, «полыхающими».
  • 1-3 года – ходунок, ребенок учится управлять конечностями и совершать целенаправленные движения. В зрении понемногу набирают «соку» синие тона и притухают теплые. Набирает точность «дальномер» бинокулярного зрения, но его геометрия пока искажена: предметы кажутся огромными, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку нужен уже развивающий коврик с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
  • 3-5 лет – важнейший «эволюционный скачок»: человек начинает мыслить, сопоставлять причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на будущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь совершенствуются, но отвлеченного мышления пока нет: мирок малыша – его вещи и ближайшие окрестности, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются простые непосредственные.
  • 5-7 лет – развивается образное мышление. Нормально развитый ребенок способен уже отслеживать 2-4 ступени причинно-следственных связей и, соответственно, совершать целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – почти взрослое, и во всем прочем ребенок уже не малыш. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: ребенок уже понимает, что мир это не только то, что он непосредственно ощущает, а нечто огромное, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для использования. Коврик, может быть, еще сгодится, но для каких-то других целей: в развитии он свое дело сделал, в школу пора.

Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.

А нужен ли он вообще?

Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.

Какой нужен коврик

«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.

Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:

  1. Деталировка разнообразная, но не слишком мелкая и не очень крупная: мелочи ползунку не разглядеть как следует, а очень большие однородные поля ходунку если не покажутся явно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
  2. Цветовая гамма не кричащая, яркие детали мелкие, чтобы и совсем крохе в сопоставлении с собой не показались большими. Элементы синих расцветок в композиции не доминируют;
  3. Для ползунковой стадии предусмотрено много деталей с разнообразными фактурами – есть все возможности оттачивать осязание;
  4. Ходункам они же дают возможность упражняться в счете. Пока еще не осознанно, но потом понять, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько угодно, будет проще;
  5. Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
  6. Для мыслительных стадий – зонирование, неявное слева и явное справа. Организуя порядок в своем мирке, приучаемся к нему и сами.

Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.

О материалах

Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.

Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.

Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.

Чего не надо

Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.

Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.

Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.

Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.

Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.

Видео: развивающий коврик “Подводный мир”

Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?

Правильные коврики

Коврики для девочек

Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.

Другие спецковрики

Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.

Детские развивающие коврики со специальными возможностями

Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».

Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.

Видео: коврик из помпонов для ребенка своими руками

Об автоковриках

Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?

Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.

Коврики с дугами

Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:

  • Виртуально, но недвусмысленно определяют собственное пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это способствует развитию самодисциплины с самого раннего возраста.
  • За дуги и подвешенные к ним игрушки куда способнее хвататься, учась ходить, чем за барьер манежа.
  • На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, между прочим, манеж не предотвращает) минимальна.
  • Будучи уже вполне квалифицированным ходунком, с помощью тех же игрушек удобно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.

Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.

В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.

Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.

В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.

О фигурках для коврика

Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.