Как появился праздник и почему про него никто не знает. Что такое День народного единства? Как появился праздник и почему про него никто не знает 4 ноября отмечается день народного единства

С 7 ноября, кстати, поступили красиво — теперь в этот день официально отмечается годовщина знаменитого Парада на Красной площади в ноябре 1941 года. Тогда парад вроде бы затеяли в честь 24-й годовщины всё той же Октябрьской революции, но современникам он больше запомнился по другой причине — демонстрацией военной мощи в осажденной нацистами и вчистую проигравшей первые месяцы Великой Отечественной войны Москве. Впрочем, вернемся к празднику 4 ноября — самое время посмотреть, почему именно наши законодатели выбрали эту дату.

Смутное время начинается

В конце XVI века Россия вступила в один из самых нестабильных периодов своей истории. В 1598 году умер последний царь из династии Рюриковичей, Фёдор Иоаннович, не оставивший после себя наследников. Страна была разорена — сказывались бесчисленные завоевательные походы Ивана IV Грозного, особенно трудно России далась Ливонская война. Историки писали, что простой люд в те годы смертельно устал — и от войн, и от власти, которую после жестокой опричнины попросту перестал уважать. Серьезным фактором нестабильности стали неурожаи, спровоцировавшие чудовищный голод 1601-1603 гг., жертвами которого стали до 0,5 млн человек.

Власть в лице нового монарха, бывшего боярина Бориса Годунова, не сидела сложа руки. Люди толпами стекались в Москву, где им из государственных запасов выдавали хлеб и деньги. Но доброта Годунова сыграла против него же — хаос лишь усиливался из-за сформировавшихся в столице крестьянских банд (в них входили холопы и слуги, изгнанные из дворянских усадеб из-за отсутствия у помещика денег и работы).


Смутное время началось из-за распространения слухов о том, что законный наследник престола — царевич Дмитрий Иванович из династии Рюриковичей — всё-таки жив, а не умер, как было принято считать до того. Но слухи распускал самозванец, вошедший в историю под именем «Лжедмитрий ». Заручившись поддержкой польских аристократов и приняв католицизм, в 1604 году он собрал войско и отправился в поход на Москву. Победить ему помогли не столько собственные таланты, сколько неудачи властей — предательство воеводы Басманова и смерть Годунова. 20 июня 1605 года Москва встречала Лжедмитрия ликованием. Но бояре и простые москвичи довольно быстро поняли, что новый царь уж очень ориентирован на Польшу. Последней каплей стало прибытие в столицу польских подельников Лжедмитрия — 16 мая 1606 года вспыхнуло восстание, в ходе которого самозванец был убит. Страну возглавил представитель «суздальской» ветви Рюрикович, знатный боярин Василий Шуйский.

Спокойнее, впрочем, не стало. Первые два года новой власти всерьез угрожали восставшие казаки, крестьяне и наемники Ивана Болотникова — было время, когда разозленные боярским самоуправством мятежники стояли под Москвой. В 1607 году объявился новый самозванец — Лжедмитрий II (известен и как «Тушинский вор») — через год под его властью были уже семь значимых российских городов, включая Ярославль, Владимир и Кострому. В том же году Ногайская орда и крымские татары впервые за долгие годы решилась на набег по русским землям.

Вместе с Лжедмитрием II на Русь (пока неофициально) пришли польские войска. Вели они себя даже для интервентов, мягко говоря, вызывающе — грабили города (даже те, которые добровольно согласились на власть нового «царя»), облагали местное население непосильными налогами и «кормились» в них. Поднялось национально-освободительное движение, его поддержала и власть — Россия заключила Выборгский договор со Швецией, по которому в обмен на Корельский уезд получила 15-тысячный отряд наемников. Вместе с ними талантливый русский полководец, родственник законного царя Михаил Скопин-Шуйский нанес интервентам несколько чувствительных поражений.


Но тут России снова не повезло. Царь Шуйский и его брат Дмитрий, испугавшись популярности Скопина-Шуйского, отравили молодого военачальника (а то ещё власть отнимет!). А тут, как назло, польский король Сигизмунд III объявил войну измученному внутренними проблемами соседу и осадил мощную крепость Смоленск. Но в битве 4 июля 1610 года при Клушине русские войска, возглавляемые бездарным Дмитрием, из-за предательства немецких наемников были разгромлены поляками. Узнав о успехах польской армии, с юга к Москве пришел Лжедмитрий II.

В самой столице была уже новая власть — бояре потеряли последние остатки доверия к «боярскому царю» Шуйскому и свергли его. В результате к власти пришел совет из семи бояр, вошедший в историю как Семибоярщина. Новые правители сразу же решили, кто станет их царем — выбор пал на польского королевича Владислава.

Но здесь уже воспротивился народ — правителя-католика не хотел никто. Люди решили — лучше уж «свой» Лжедмитрий, чем Владислав. Самозванцу один за другим начали присягать даже те города, которые ранее с ним отчаянно боролись. Семибоярщина испугалась Лжедмитрия II и пошла на неслыханный шаг — впустила в Москву польско-литовские войска. Самозванец бежал в Калугу. Народ был на его стороне — людям очень не нравилось то, как вели себя в стране польские интервенты. Самопровозглашенный Рюрикович и правда начал бороться с поляками — освободил несколько городов, разбил войско польского гетмана Сапеги. Но 11 декабря 1610 года он поссорился с охранниками-татарами и был убит. Стало ясно, что никто, кроме самих русских, страну не спасёт.

Народные ополчения

Их было два. Первое возглавил рязанский дворянин Прокопий Ляпунов. Его власть признали бывшие сторонники Лжедмитрия II: князь Дмитрий Трубецкой, Григорий Шаховской, казаки Ивана Заруцкого. Поляки знали о заговоре и нервничали: в результате бытовую ссору на рынке они приняли за начало восстания и вырезали тысячи москвичей. Только в Китай-городе число жертв доходило до семи тысяч…

В конце марта 1611 года Первое ополчение подошло к Москве. Ополченцы взяли несколько районов Москвы (Белый город, Земляной город, часть Китай-города), а затем выбрали «временное правительство» под названием «Совет всей земли) во главе с Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Но на одном из военных советов ополчения казаки восстали и убили Ляпунова. Два оставшихся члена совета решили держать Кремль с засевшим в нем польским гарнизоном в осаде до подхода Второго ополчения.

Проблемы следовали одна за другой. Поляки после долгой осады взяли Смоленск, крымские татары разорили Рязанщину, шведы из союзников превратились во врагов — под их натиском пал Новгород. А в декабре Псков захватил уже третий по счёту Лжедмитрий… Вскоре весь северо-запад России признал очередного самозванца.

Второе ополчение возникло в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде. Его основу составили крестьяне северных и центральных регионов России, а также горожане. Возглавил его нижегородский земский староста Кузьма Минин. Его поддержали сначала посадские люди, а затем и все остальные — служилые люди (военные) и воеводы, духовенство, городской совет. На общем сходе горожан с проповедью выступил протопоп Савва, а затем и сам Минин призвал сограждан освободить страну от оккупантов. Вдохновленные его речью горожане решили, что каждый житель Нижнего Новгорода и уезда передаст на содержание «ратных людей» часть своего имущества. Распределять доходы доверили Минину — доверие к нему было стопроцентным.

Для военного руководства он пригласил князя Пожарского. Лучшей кандидатуры трудно было и придумать — вельможа был Рюриковичем, в 1608 году разбил войска Лжедмитрия II, сохранил верность московским царям, а в марте 1611 года принял участие в битве за Москву, где был тяжело ранен. Нижегородцам пришлись по душе и его личностные качества: князь был честным, бескорыстным, справедливым человеком, а решения принимал обдуманные и рациональные. Делегация из Нижнего Новгорода ездила к залечивавшему раны Пожарскому в его имение за 60 км несколько раз — но князь, согласно этикету тех времен, неизменно отказывал и согласился только тогда, когда к нему приехал архимандрит Феодосий. Условие было только одно — Пожарский был готов сотрудничать только с Кузьмой Мининым, которому в делах хозяйственных верил безоговорочно.


В Нижний Новгород Пожарский прибыл в конце октября 1611 года. Довольно быстро ему удалось увеличить число ополченцев с 750 до 3 000 человек — ряды освободителей пополнили служилые люди из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Им сразу же начали выплачивать и жалование — от 30 до 50 рублей в год. Узнав об этом, к ополчению начали присоединяться рязанцы, коломенцы, казаки и стрельцы из окраинных городов.

Хорошая организация работы (как с деньгами, так и с людьми) быстро привела к тому, что Второе ополчение — точнее, созданный им Совет всей земли — стало «центром силы» наряду с московской «семибоярщиной» и казацкой вольницей Заруцкого и Трубецкого. При этом новые руководители — в отличие от деятелей Первого ополчения — с самого начала четко знали, чего хотят. В декабрьской грамоте, адресованной населению Вологды, они писали, что хотят покончить с междоусобицами, очистить Московское государство от врагов и не чинить произвол.

Из Нижнего Новгорода ополчение вышло в конце февраля 1612 года. Дойдя до Решмы, Пожарский узнал, что Псков, Трубецкой и Заруцкий присягнули Лжедмитрию III (под его именем скрывался беглый монах Исидор). В результате было решено временно остановиться в Ярославле. Древний город стал столицей ополченцев.

Здесь ополченцы задержались до июля 1612 года. В Ярославле окончательно сложился Совет всей земли, в него вошли представители знатных родов — Долгорукие, Куракины, Бутурлины, Шереметевы, но возглавляли его по-прежнему Пожарский и Минин. Кузьма был неграмотным, поэтому за него «прикладывал руку» князь. Для издания документов Совета — грамот — требовались подписи всех его членов. Характерно, что из-за существовавшего тогда обычая местничества подпись Пожарского была лишь 10-й, а Минина — и вовсе 15-й.

Из Ярославля ополчение вело и военные действия (против польско-литовских отрядов и казацкой вольницы Заруцкого, отсекая последних от коммуникаций), и дипломатические переговоры — шведов решили усмирить хитростью, предложив брату короля русский престол, а у Священной Римской империи попросили помощь также в обмен на престол для ставленника императора. Впоследствии и шведу Карлу-Филиппу, и немецкому принцу Максимилиану отказали. Параллельно велась работа по восстановлению порядка на подконтрольной территории и вербовке новых ополченцев. В результате численность Второго ополчения выросла до 10 000 хорошо вооруженных обученных ратников.

Время действовать настало в сентябре (по новому стилю). 12-тысячный отряд польского гетмана Ходкевича попытался деблокировать запертый в Кремле польский гарнизон. 2 сентября состоялось первое сражение Московской битвы: в нём с 13 до 20 часов вечера сражались конные отряды Пожарского и Ходкевича. Странно повёл себя вроде бы поддержавший Второе ополчение князь Трубецкой: попросив у Пожарской 500 конников, он не давал им принять участие в битве и поддержать ополченцев. В результате приданные князю конные сотни самовольно покинули его и вместе с частью казаков Трубецкого помогли Пожарскому сначала отбросить поляков на исходные позиции, а затем и оттеснить их к Донскому монастырю.

3 сентября состоялось новое сражение. Князь Трубецкой опять предпочел не вмешиваться в бой, в результате чего поляки заняли важный укрепленный пункт и захватили в плен гарнизон из казаков. От поражения ополченцев спасло вмешательство келаря Троице-Сергиевого монастыря Авраамия Палицына — он пообещал казакам Трубецкого, что им выплатят жалование из монастырской казны, и после этого они все-таки присоединились к ополчению.

Решающее сражение произошло 4 сентября. Ополченцы бились с поляками в течение 14 часов. В ходе боя отличился Кузьма Минин — его небольшой конный отряд совершил дерзкую вылазку и посеял панику в стане Ходкевича. Чаша весов склонилась на стороне воинства Пожарского — вместе с казаками Трубецкого он обратил поляков в бегство. Уже на следующий день с остатками своей армии гетман ушел из Москвы.

Оставался польский гарнизон — два отряда полковников Струся и Будилы, защищавший район Китай-город и Кремль. В цитадели находились и бояре-изменники, и будущий царь Михаил Романов. После месячной осады Пожарский предложил противникам сдаться и взамен обещал сохранить им жизнь, но высокомерные поляки ответили категорическим отказом. 4 ноября по новому стилю ополченцы взяли штурмом Китай-город (эту дату мы и отмечаем как День народного единства), но Кремль оставался под контролем оккупантов. В польском стане царил голод — по свидетельствам очевидцев, интервенты опустились до людоедства. 5 ноября они все-таки сдались. Войска Будилы попали в плен к Пожарскому, и князь, как и обещал, сохранил им жизнь. Отряд Струся пленили казаки — и вырезали всех поляков до единого. 6 ноября 1612 после торжественного молебна войска князя Пожарского под звон колоколов со знаменами и хоругвями вошли в город. Москва была освобождена.

В январе 1613 года в Москве состоялся первый в истории всесословный Земский собор — на нём присутствовали представители всех сословий, включая и крестьянство. Кандидатуры зарубежных претендентов на русский престол — польского принца Владислава, шведа Карла Филиппа и других — были отклонены. Не заинтересовал делегатов и «воренок» — сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван. Но не нашла полной поддержки и ни одна из восьми «русских» кандидатур, в том числе и самого Пожарского. В итоге собравшиеся проголосовали за «компромиссный» вариант — сына влиятельного патриарха Филарета Михаила Романова. Избрание, положившее начало новой династии, состоялось 7 февраля 1613 года.

Смутное время в России, правда, ещё не закончилось. Новому царю пришлось разбираться с мятежным атаманом Заруцким, шведами и 20-тысячным отрядом поляков, которые вместе с запорожскими казаками осадили Москву в 1618 г.

До 1640 года Романовым верой и правдой служил герой Смуты князь Пожарский — Михаил Федорович и Алексей Михайлович доверяли ему самые ответственные дела.

Итоги Смуты были тяжелыми. Московское государство на 100 с лишним лет потеряло выход к Балтике, на несколько десятилетий — стратегическую крепость Смоленск. Количество распаханных земель сократилось в 20 раз, способных на ней работать крестьян — в 4 раза. Многие города — к примеру, Великий Новгород — были полностью разорены. Но самый важный итог все-таки был со знаком «плюс» — Русь в условиях внешней агрессии и внутренних неурядиц сохранила свою независимость.


Памятник Минину и Пожарскому в Москве от благодарных потомков

День народного единства в России - это государственный праздник, который ежегодно отмечается 4 ноября. Дата эта была выбрана отнюдь не случайно. Несмотря на свою кажущуюся молодость, исторически День народного единства связан с далекими событиями начала 17-го века, когда в 1612 году Москва, наконец-то, была освобождена от польских интервентов. Именно 4 ноября (22 октября по старому стилю) народное ополчение под предводительством нижегородского воеводы Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало Китай-Город, вынудив командование польской армии подписать немедленную капитуляцию. Первым в освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках. Именно она, как свято верили на Руси, и помогла защитить Государство Московское от польского нашествия.

В 1625 году Дмитрий Пожарский в честь Казанской иконы Божьей Матери и победы над поляками на собственные средства возводит на Красной Площади деревянную церковь. Каменный Казанский Собор появился только в 1635 году, он был построен на месте сгоревшей во время пожара Москвы деревянной церкви. В 1649 году царь Алексей Михайлович издал указ, что 4 ноября - это государственный праздник, день Казанской иконы Божьей матери. Праздник отмечали в России вплоть до Революции 1917 года.

День народного единства России в наше время

В честь дня Казанской иконы Божьей матери и славной победы русской армии над польскими интервентами, президент РФ В. Путин в 2005 году подписал указ об учреждении в России 4 ноября нового государственного праздника, Дня народного единства. А сама идея отмечать праздник именно в этот день принадлежит Межрелигиозному совету России. Поэтому День народного единства является не только светским, но и межрелигиозным праздником, который отмечают все жители страны и представители разных религий и конфессий.

Традиции Дня народного единства России

Было бы ошибкой считать, что День народного единства в России заменил собой всеми любимое 7 ноября. Но, как и 7-го ноября, в этот торжественный день проходят концерты, демонстрации и массовые шествия, благотворительные акции. Также в этот день обязательно устраивается торжественный правительственный прием в Большом Кремлевском зале, на котором награждаются люди, внесшие большой вклад в развитие и процветание России. Вечером 4 ноября стало доброй традицией устраивать визуальные шоу и фейерверки, праздничные гуляния и концерты.

Сейчас в России День народного единства становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее - это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом.

День народного единства - это достаточно молодой праздник, но посвящен он событию, произошедшему более 400 лет назад в период Смутного времени. В этот день в 1612 году ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского одержало победу над польскими интервентами и освободило Москву.

Исторический экскурс: что такое Смутное время?

Хронологически этот период можно обозначить 1584-1613 годами. После смерти царя Ивана IV Грозного в 1584 году на престол взошёл его наследник Фёдор Иоаннович , который проявлял мало интереса к государственным делам. Царь Фёдор наследников не имел, а единственный его преемник, царевич Дмитрий, погиб в Угличе в детском возрасте. В 1598 году Фёдор Иоаннович умер, и царская династия Рюриковичей на нём пресеклась.

После этого последовало около 15 лет глубокого национального кризиса. Смута была временем появления самозванцев, правления бояр, страшного голода и войны с поляками.

4 ноября 1612 года ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского сумело освободить Москву от польских интервентов. В 1613 году на Земском соборе был выбран новый царь — Михаил Романов . Это событие хронологически обозначило конец государственного кризиса и Смуты. В честь победы над поляками день 4 ноября стал Днём Казанской иконы Божьей матери. По преданию, ополченцам удалось одержать победу именно благодаря её заступничеству.

Победа народного ополчения над поляками. Горельеф с памятника Минину и Пожарскому. Фото: Commons.wikimedia.org

Ноябрьские праздники: от 7-го к 4-му

В СССР отмечался праздник 7 ноября — День Октябрьской революции. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года (7-8 ноября по новому стилю) в ходе вооружённого восстания большевики захватили Зимний дворец, арестовали членов Временного правительства и провозгласили власть Советов.

В Советском Союзе 7 и 8 ноября были нерабочими днями. 7 ноября на Красной площади проходили военные парады, по всей стране устраивались праздничные демонстрации.

В 1996 году президент России Борис Ельцин подписал указ «О Дне согласия и примирения». 7 ноября остался праздничным днём, однако суть праздника коренным образом изменилась. Этот праздник должен был стать днём отказа от противостояния, днём примирения и единения различных слоёв российского общества. 1997 год — год 80-летия революции — был объявлен годом согласия и примирения.

В 2004 году президентом России Владимиром Путиным был подписан федеральный закон «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации». Данный закон устанавливал новый праздник 4 ноября — День народного единства. Документ вступил в силу в 2005 году.

Есть ли единство?

День народного единства — праздник молодой, и культура его празднования пока не сложилась.

Историческая сторона праздника мало кому известна и выглядит блёклой на фоне Куликовской битвы или Бородинского сражения. К тому же сама историческая ткань тех времён настолько сложна и переполнена именами и событиями, что чёткое представление о смысле событий 1612 года могут иметь разве что профессионалы. По результатам опроса ВЦИОМ, большинство россиян до сих пор не знает названия праздника. В 2011 году таких было 43 % респондентов. Только 14 % россиян были в курсе того, чему именно посвящён праздник. Большинство из опрошенных заявляли, что отмечать День народного единства не будут.

По результатам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2012 году, большинство россиян считают, что в России народного единства нет. Таких набралось 56 %. В том, что единство есть, уверены только 23 % респондентов.

При этом те, кто верит в народное единство, чаще говорят о том, что в России разные нации уживаются мирно. Те же, кто придерживается противоположных взглядов, заявляют, что каждый думает только о себе.

День народного единства в России 4 ноября 2018 года: история праздника, обычаи, традиции, поздравления.

С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в России. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны: дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов, избрали нового царя - представителя династии Романовых Михаила Федоровича.

4 ноября 2018 года: какой праздник в России?

День народного единства – государственный праздник, день воинской славы России. В 2018 году он отмечается 4 ноября. Это официальный выходной день в стране. Праздник связан с освобождением Москвы от польских захватчиков в 1612 году и символизирует народное единение. Он приурочен ко Дню Казанской иконы Божией Матери. Его отмечают все граждане Российской Федерации. В 2018 году День народного единства празднуется 14-й раз.

День народного единства: почему 4 ноября стал праздником

День народного единства, который с 2005 года отмечается в России 4 ноября, отсылает нас к далекому 1612 году и земскому ополчению Минина и Пожарского. Осенью 1612 года в Нижнем Новгороде возникло народное движение за освобождение русских земель от иноземных захватчиков (поляков). Возглавили это движение нижегородский земский староста Кузьма Минин и опытный воевода князь Дмитрий Пожарский. В середине февраля отряды ополчения двинулись к Москве, по пути собирая всех желающих вступить в борьбу с интервентами.

Первое столкновение между войском ополченцев и поляками произошло 22 августа близ Новодевичьего монастыря. Отрядам Минина и Пожарского едва ли удалось одолеть поляков, если бы не помощь казацких сотен князя Трубецкого, стоявших недалеко от столицы. Но после первой победы народному ополчению все-таки пришлось отступить на левый берег Москва-реки. Однако исход похода снова спасли части Трубецкого, и 22 октября (4 ноября по новому стилю) соратники Минина и Пожарского вступили в Китай-город, а спустя четыре дня польский гарнизон, засевший в Московском Кремле, капитулировал.

День народного единства: история праздника

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмовало Китай-город и освободило Москву от польско-литовских захватчиков. Русские войска прошли в Кремль крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери – защитницей Русской земли. В 1630 году на Красной площади был построен Казанский собор. В 1649 году царь Алексей Михайлович объявил 4 ноября государственным праздником – Днем Казанской иконы Божией Матери, в память освобождения Москвы от польско-литовских войск. После Октябрьской революции 1917 года традиция отмечать это торжество прервалась.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил учредить 4 ноября праздник – День народного единства. Указ Президента РФ В. Путина № 200-ФЗ от 29 декабря 2004 года внес поправки в статью 1 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» и статью 112 Трудового кодекса РФ № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. 4 ноября – День народного единства стал днем воинской славы и праздничным выходным днем.

Люди, знакомые с историей знают, что эта дата - День народного единства - посвящена событиям Смутного времени, когда Москва в 1612 году была освобождена от врагов с помощью ополчения, состоящего из простых людей, под предводительством Минина и Пожарского.

Повод для создания нового праздника в России

Изначально жители нашей страны отмечали 7 ноября как годовщину всем известной Октябрьской революции. Советский союз распался, а люди по инерции продолжали праздновать этот день, поскольку в календаре он оставался красным. Только теперь он назывался Так продолжалось еще целых 14 лет после распада СССР, пока власти не решили, что пора учредить новую дату. Так как называется праздник 4 ноября в России?

Алексий II - патриарх России в то время ‒ на Межрелигиозном совете выступил с идеей возрождения в памяти людей окончания Смутного времени и образа Казанской Богоматери. Чтобы у народа не возникало лишних вопросов о том, какой праздник отмечают в России 4 ноября, Государственная дума после внесения поправок в Трудовой кодекс постановила, что эта дата будет признана Днем народного единства.

Народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского

В начале XVII века Россия находилась во власти Смуты. Страна переживала тяжелейшие кризисы, связанные с политикой и экономикой, неурожаи и голод, иностранную интервенцию. В 1612 году она освободилась от поляков с помощью Козьмы Минина - воеводы из Нижнего Новгорода - и князя Дмитрия Пожарского. Они организовали которое захватило Китай-Город и заставило иноземцев признать акт капитуляции.

Пожарскому посчастливилось первым вступить в город. Он нес в руках икону Казанской Богоматери. На Руси искренне верили, что именно Богородица защитила тогда народ от врагов. В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича 4 ноября стало посвященным Владычице Небесной. До 1917 года, пока в стране не произошла революция, этот день был особенным для всех русских людей.

Празднование Казанской иконы Богородицы

Сейчас православные тоже особенно чтут этот день. Что за праздник 4 ноября в России? Это день прославления Казанской Божьей Матери. В 1612 году обращался к народу с призывом помолиться и встать на защиту родной земли от иноземных захватчиков. Тогда Дмитрию Пожарскому из Казани был послан в ополчение чудесный образ Приснодевы Марии. Выдержав трехдневный пост, люди с верой и упованием воззвали к Царице Небесной с просьбой о том, чтобы она дала им силы для победы над врагами.

Божья Матерь услышала их мольбы о помощи, Москва была освобождена. Тогда пришел конец и Смутному времени на Руси. С тех пор люди знают о чудесном спасении страны 4 ноября, что за праздник в России теперь считается. В честь этого события на Красной площади в 1612 году построили Казанский Собор. Он был разрушен в годы гонений на церковь, а сейчас восстановлен.

Противоречивое отношение народа к данному событию

Многие люди не понимают, что за дата такая 4 ноября, какой праздник в России отмечается в это время? Про День единства народа знают не все, в частности, старшее поколение привыкло к дате 7 ноября, когда вспоминаются события революции 1917 года. Новый праздник люди, выросшие в духе атеизма, не хотят признавать. По-прежнему отмечают свой и на 3 дня позднее. Коммунисты в Государственной думе тоже изначально были против перестановки даты в календаре, однако, их голоса были в меньшинстве и не оказали существенного влияния на принятие решения.

Таким образом, одни люди считают, что нехорошо нарушать старые традиции, перенося акцент с одного праздника на другой, вторые (к их числу относится много православных), наоборот, уверены, что этот день является возрождением истории. Все возвращается на свои места. Но вот уже в течение 10 лет отмечается 4 ноября. Что за праздник в России без возможности отдохнуть? Этот день является официальным выходным.

День народного единства или День согласия и примирения?

До сих пор некоторые люди путаются и не могут сказать, какое из названий праздника является правильным. В этом случае будет неважно, знает ли каждый отдельно взятый человек, как называется праздник 4 ноября в России. Главное, чтобы люди понимали значение этой даты в календаре. Русский народ всегда славился своим единством и соборностью в принятии решений. Так Россия смогла одержать победу во многих войнах.

В этот день должны забыться все противоречия и разногласия, провоцирующие конфликтные ситуации. Людям нужно стать добрее по отношению друг к другу, поскольку корни целых поколений тесно сплелись между собой. Лишь тогда смысл того, что отмечается 4 ноября (какой праздник в России) дойдет до каждого человека.

Как проходит День народного единства?

Времена меняются. Сейчас все больше народа приветствует введение 4 ноября. Какой праздник в России проходит без торжественных концертов и разнообразных акций? К этому дню приурочены различные мероприятия: демонстрации, массовые шествия, выдача бесплатных подарков с государственной символикой.

В Кремлевском зале устраивается правительственный прием, на котором получают свои заслуженные награды люди, внесшие огромный вклад в развитие страны. Вечером проводятся традиционные народные гуляния, заканчивается все это яркими залпами фейерверков, чтобы у народа навсегда осталось в памяти дата 4 ноября, что за праздник в России отмечается в этот день.