Вопросы для экспертизы родителей. Семейная психологическая экспертиза Психологическая экспертиза детско родительских отношений вопросы

В соответствии со ст. 65 Семейного Кодекса РФ, «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.

Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребёнка к каждому из родителей, братьям и сёстрам, возраст ребёнка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребёнком, возможность создания ребёнку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учётом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства».

Учитывая указанные требования российского законодательства, очевидно, что для того, чтобы ответить суду на вопросы о том, соблюдаются ли «интересы детей», приносит ли кто-либо из родителей вред «психическому состоянию» или «нравственному развитию» ребёнка, осуществляет ли кто-либо из родителей «пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей» и т.д., необходимо проведение экспертных исследований экспертами-психологами.

Психологическая и психолого-педагогическая экспертиза ребёнка проводится только в присутствии законного представителя несовершеннолетнего. Законным представителем несовершеннолетнего являются его родители и официальные опекуны. В соответствии со ст.64 Семейного Кодекса РФ, «Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей».

В ходе экспертизы проводится психологическое исследование личности ребёнка, уровня его психического и психологического развития, его отношений с родителями, родственниками и социальным окружением. Также в большинстве случаев исследуются способности ребёнка к адаптации в среде, уровень его самостоятельности.

По судебным спорам, в ходе которых необходимо выяснить мнение ребёнка в отношении того или иного вопроса, например, с кем из родителей желает проживать ребёнок, помимо самого мнения ребёнка, исследуется также уровень внушаемости ребёнка и его способность самостоятельно принимать решение, понимать содержание своей воли и делать свободное волеизъявление.

Все исследования проводятся с использованием специализированных и стандартизированных методов психологического исследования. В обязательном порядке психологическому анализу подвергаются медицинские и характеризующие ребенка документы, предоставленные судом. В отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста психологические экспертные исследования проводятся, как правило, в игровой форме. В исследовании преобладают проективные методы и психодиагностическая беседа. В отношении более взрослых детей также используются опросники.

Вопросы для экспертизы ребенку:

— Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?

— К кому из родителей ребёнок ощущает психологическую привязанность в большей степени?

— С какой периодичностью ребёнок изъявляет желание общаться с матерью в случае проживания в семье отца?

— С какой периодичностью ребёнок изъявляет желание общаться с отцом в случае проживания в семье матери?

— Известно ли ребёнку о наличии конфликтов между родителями? Каково восприятие ребёнком данных конфликтов?

— Каков уровень тревожности ребёнка? Если высокий, какими психологическими факторами или обстоятельствами это обусловлено?

— Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?

— Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребёнок испытывает психологическую и эмоциональную привязанность в большей степени? Какими психологическими обстоятельствами это характеризуется?

— Каково реальное психологическое отношение ребёнка к остальным членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

— Каково реальное психологическое отношение ребёнка к мачехе?

— Каково реальное психологическое отношение ребёнка к отчиму?

— Какой из вариантов проживания ребёнка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?

— Кто из родителей имеет для ребёнка наибольший авторитет, влияние?

— Разрыв с кем из родителей для ребёнка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?

— Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребёнка сформировалось желание проживать с матерью (отцом)?

— Соответствует ли уровень психического развития ребёнка возрастным нормам?

— Выявляются ли у несовершеннолетнего признаки повышенной внушаемости?

В истории развития и болезней ребенка содержится большое количество сведений, имеющих значение для экспертизы. Это данные о гинекологическом анамнезе его матери, сведения о течении беременности и родах, динамике психического развития ребенка на первом году жизни. Также имеет значение насколько регулярно осуществлялось медицинское наблюдение за ребенком, данные о наличии у ребенка рецидивирующих и хронических заболеваний, о систематическом отказе родителей от рекомендуемых медицинских процедур, госпитализаций и т.д.
Большое значение имеют записи о консультациях ребенка у невропатолога, логопеда, имевшиеся обращения к психиатору, психотерапевту как до, так и во время конфликтной ситуации в семье.
Также имеет значение кто проходил обследование с ребенком - мать, отец, бабушка и т.д.
Все эти сведения должны быть отражены в описательной части экспертного заключения.

Может ли эксперт во время проведения экспертизы детско-родительских отношений установить то, что у одного из родителей имеется психическое заболевание?

В случае, когда имеется подозрение на психическое заболевание у родителя или ребенка к проведению экспертизы привлекается эксперт-психиатр, который проводит оценку психического состояния родителей и ребенка, а также анализирует историю болезни (если таковая была представлена на исследование).

Может ли психическое заболевание родителя быть причиной категорического запрета на совместное проживание родителя и детей?

К оценке психического растройства эксперт должен подходить дифференцировано. Имеющееся у родителя, с которым постоянно проживает ребенок, психическое расстройство, в том числе хроническое, во многих случаях не препятствует исполнению им родительских обязанностей и не оказывает негативного влияния на психическое состояние и развитие несовершеннолетнего.

Один родитель в течении продолжительного времени настраивает ребенка против другого родителя. Как это отразится на результатах экспертизы детско-родительских отношений?

Проводя исследование эксперт определяет глубинное, истинное отношение ребенка к родителю. Любое долгое, длящееся в течение продолжительного времени воздействие на ребенка с целью настроить его против одного из родителей будет, безусловно, отмечено экспертом и отражено в содержательной части экспертизы.
Ситуация, при которой ребенок утрачивает позитивное отношение к одному из родителей, является аномальной с клинико-психологической точки зрения и создает риск нарушения психического развития ребенка. В подобных ситуациях определение места жительства ребенка в соответствии с его желанием может противоречить его собственным интересам.

Может ли знакомый психолог или психотерапевт, ранее консультирующий семью, проводить экспертизу детско-родительских отношений?

Если специалист был психотерапевтом одного из членов семьи, то его отношение к другим членам семьи будет предвзятым, сформированным на основе мнения его пациента, и итоговое заключение нельзя будет назвать независимым. Законодательно запрещено проводить экспертизы лицам, состоящим ранее в тесных контактах с испытуемыми. Поэтому, в случае проведения экспертизы личным психологом или психотерапевтом экспертиза может быть не принята судом.

Сколько методик должен использовать эксперт во время проведения экспертизы детско-родительских отношений? Достаточно ли использовать только одну методику, например "Рисунок семьи"?

Количество используемых методик и их выбор зависит от возраста ребенка, его психо-эмоционального состояния. Некоторые методики требуют концентрации и усидчивости, которая еще отсутствует, например, у 8-летних детей. При этом нужно отметить, что самым важным методом оценки характера взаимоотношений между родителем и ребенком является наблюдение за их взаимодействием, сделать категоричный вывод только на основании одной или двух инструментальных методик невозможно.

Обязательно ли проводить экспертизу детско-родительских отношений в Центре, можно ли организовать осмотр дома?

Да, наши эксперты могут провести осмотр на вашей территории, для выяснения подробностей свяжитесь с нами любым удобным для вас способом.

С какого возраста ребенка проводятся экспертизы детско-родительских отношений?

В Законе нет ограничений на возраст ребенка. Но практикуются исследования с 3-х и 3,5 летнего возраста, т.к. в этом возрасте уже имеются зачатки долговременной памяти и ребенок может выражать отношение к людям не только эмоционально, но и вербально.

Как возраст ребенка влияет на выбор методов исследования при проведении экспертизы детско-родительских отношений?

Возраст влияет на выбор методов исследования, потому что у ребенка развиваются познавательные функции и социальные навыки, что определяет рост сложности методик. С возрастом ребенок становится все умнее, а следовательно, возможности психологической работы с ним расширяются, он научается рисовать, у него развивается воображение и игровые навыки (ролевая игра, через которую видно, какие социальные роли он на себя примеряет и с кем идентифицируется). И конечно, в первую очередь исследуется интеллект, потому что на нем основываются и социальные навыки. Также развивается и личностная сфера, появляется самосознание с установлением своего места в мире, что влечет понимание семейной атмосферы и отношения родителей между собой и к ребенку. Таким образом с возрастом ребенка возможности по использованию методик расширяются.

Есть ли смысл в экспертизе детско-родительских отношений если последние годы ребёнок живёт с мамой, а папу видел всего несколько раз?

Все зависит от цели судебного процесса. Если папа хочет определить место жительства с ним, то, скорее всего, он проиграет - если ребенок в долгое время жил только с мамой, тогда экспертиза ничего не решит.
Если цель судебного процесса - определение порядка общения, то экспертиза может быть полезна, особенно, если папа все-таки виделся с ребенком. В этом случае результат экспертизы сильно зависит от возраста ребенка.
Надо помнить, что экспертиза кроме прочего направлена и на выявление негативных личностных качеств родителей, следовательно, она может выявить и позитивные качества папы, что может им впоследствии быть использовано в суде в свою пользу. Кроме того, если ребенок все-таки видится с отцом иногда, то в ходе исследования их совместной деятельности могут всплыть какие-то позитивные эмоции ребенка по отношению к отцу, что также может ему помочь в будущем.
Также, если у отца есть сомнения в необходимости экспертизы, то он может пройти психологическое обследование по имеющимся методикам, и представить его в суд.

Важной составляющей семейного права всегда было регулирование взаимоотношений между родителями и их детьми. Это очень тонкая сфера, малейшая ошибка в которой способна привести к непоправимым последствиям, даже к трагедии. Вот почему так востребована судебная экспертиза детско-родительских отношений.

Основные тезисы

Руководствуясь интересами детей, законодатели решили с определённого, по крайней мере, возраста учитывать их мнение по поводу тех лиц, с которыми они пожелают остаться после развода. Но даже самые опытные оперативники полиции и органов опеки, даже самые искушённые судьи сталкиваются на этом пути с серьёзными проблемами:

Склонностью детей воспринимать даваемые родителями установки как непререкаемый авторитет.

Лёгкостью запугивания или «подкупа» детей при помощи обещаний, подарков.

Установить истину в таких случаях может только квалифицированный психолог (за исключением того, кто на постоянной основе работает с данной семьёй или хотя бы с одним из её членов). Личные симпатии и антипатии, «знание» ситуации только увеличивают вероятность фатальной ошибки.

Как изучают детей и взрослых с позиции судебной психологии

В распоряжении профессионалов есть разнообразные методы, причём беседы и опросы, если их организует умелый практик, ничуть не менее эффективны, чем творческое задание. Очень важный момент состоит в том, что необходимо общаться как с младшим, так и со старшим поколением семьи, иначе велик риск попросту ничего не понять. При взаимодействии со взрослыми крайне эффективно показали себя проективные методики - они жёстко ограничивают высказывания человека, и при этом отсекают напрочь «домашние заготовки». Отмечено также, что использование такого подхода в отдельных случаях помогало запустить процесс улучшения внутрисемейных отношений.

Детей просят рисовать семью, проводят сказкотерапию, используют и другие оригинальные варианты. Любое задание должно быть максимально чётким и адекватным, после получения ответа необходимо убедиться, что вопрос был понят правильно. Судебный психолог отслеживает, как ребёнок сидит, как он двигается, комфортно ли его эмоциональное состояние, каковы жесты.

Не только здоровые

К сожалению, в ряде случае требуется судебно-психиатрическая экспертиза детей. Те, кто ведут себя очень агрессивно, отстают от сверстников в развитии и имеет другие отклонения, должны быть своевременно обследованы. Просто потому, что упущение в таком случае способно радикально ухудшить перспективы ребёнка (чем позднее диагностировано заболевание и начато лечение, тем лучше).

С другой стороны, во многих ситуациях удаётся развеять напрасные опасения и скорректировать подходы к социально-педагогической поддержке. Если в семье скандал за скандалом, это не может не сказаться отрицательно. И только психиатр (желательно, в тесном сотрудничестве с психологом) может дать ответ на вопрос о степени такого влияния и мере исправимости его. Все специалисты должны, само собой, уметь выразить свои выводы юридически корректно.

Актуальная информация

Медико-психологическая экспертиза ребёнка по запросу суда подразумевает, что психолог не просто специалист в определённой области - он становится экспертом, а потому обретает меру ответственности за достоверность своих выводов и высказываний, причём вплоть до уголовной. Обычно ставятся вопросы:

К которому из родителей привязанность более выражена.

Каковы особенности психики ребёнка.

Каково его взаимодействие с другими родственниками, как эти родственники сами относятся к нему.

Отвечает ли достигнутый уровень развития ребёнка обычной для его физиологического возраста норме.

Конечно же, это далеко не все варианты, которые могут быть. Наши специалисты помогут подобрать интересующему вас вопросу юридически грамотную формулировку, не позволяющую отбросить его ввиду неконкретности или предвосхищения решения суда. Получив неправомерный, выходящий за рубеж своей компетенции вопрос, психолог-эксперт обязан указать это, не давая ответа по существу.

Важно!

Представленные здесь вопросы психологу для суда примерные. Для корректного экспертного исследования требуется перед постановкой вопросов консультация судебного психолога!

Он изучит ситуацию и поставит правильные вопросы экспертам для экспертизы детей и родителей.

Вопросы для экспертизы ребёнка

Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?

К кому из родителей ребёнок ощущает психологическую привязанность в большей степени?

С какой периодичностью ребёнок изъявляет желание общаться с матерью в случае проживания в семье отца?

С какой периодичностью ребёнок изъявляет желание общаться с отцом в случае проживания в семье матери?

Известно ли ребёнку о наличии конфликтов между родителями? Каково восприятие ребёнком данных конфликтов?

Каков уровень тревожности ребёнка? Если высокий, какими психологическими факторами или обстоятельствами это обусловлено?

Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?

Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребёнок испытывает психологическую и эмоциональную привязанность в большей степени? Какими психологическими обстоятельствами это характеризуется?

Каково реальное психологическое отношение ребёнка к остальным членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

Каково реальное психологическое отношение ребёнка к мачехе?

Каково реальное психологическое отношение ребёнка к отчиму?

Какой из вариантов проживания ребёнка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?

Кто из родителей имеет для ребёнка наибольший авторитет, влияние?

Разрыв с кем из родителей для ребёнка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?

Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребёнка сформировалось желание проживать с матерью (отцом)?

Соответствует ли уровень психического развития ребёнка возрастным нормам?

Выявляются ли у несовершеннолетнего признаки повышенной внушаемости?

Вопросы для экспертизы родителей

Имеются ли с психологической точки зрения у матери психологические особенности или обстоятельства, препятствующие её общению с ребёнком?

Имеются ли с психологической точки зрения у отца психологические особенности или обстоятельства, препятствующие его общению с ребёнком?

Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей отца на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?

Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей матери на психологическое состояние и особенности психического развития ребёнка?

Каково действительное психологическое отношение матери к ребёнку?

Каково действительное психологическое отношение отца к ребёнку?

Каковы индивидуально-психологические особенности матери и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?

Каковы индивидуально-психологические особенности отца и их влияние на состояние ребёнка и особенности его психического развития?

Благоприятен ли для воспитания и развития ребёнка микроклимат в семье отца?

Благоприятен ли для воспитания и развития ребёнка микроклимат в семье матери?

Благоприятен ли для воспитания и развития ребёнка микроклимат в семье опекуна?

Имеются ли у отца психологические признаки повышенной агрессивности и склонности к импульсивному агрессивному поведению?

Имеются ли у матери психологические признаки повышенной агрессивности и склонности к импульсивному агрессивному поведению?

Имеются ли у отца признаки умственной неполноценности, могущей препятствовать ему в полной мере осуществлять обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего ребёнка?

Имеются ли у матери признаки умственной неполноценности, могущей препятствовать ей в полной мере осуществлять обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего ребёнка?

Следует помнить, что каждое конкретное гражданское дело по определению места жительства ребенка и порядка встреч с отдельно проживающим родителем требует индивидуального подхода.